В середине июня мы неожиданно узнали, что сможем уехать на 2 недели в начале июля. После этого лихорадочно стали думать куда бы податься, чтобы было по возможности бюджетно и красиво. После долгих раздумий выбирали между Турцией, где можно было бы побывать в горах и отдохнуть на море, и Норвегией, где можно окунуться в мир фьордов и водопадов. Решили, что в Турции мы просто зажаримся, поэтому выбрали Норвегию, о чем потом нисколько не пожалели.
Т.к. времени до начала похода было около 3-х недель, до на детальную проработку маршрута времени практически не было. В основу был взят маршрут харьковских велотуристов: отчет Харьковцев Проехали его в другую сторону и с небольшими изменениями в конце маршрута. Сначала планировали лететь до Бергена и оттуда ехать южней через Odda, Eidfjord, Haugastol, Finse, Myrdal и далее по маршруту харьковцев до Andalsnes. Но у такого маршрута были недостатки: - мы могли не успеть по времени (т.к. варианты схода только в конце и через автобус) - если лететь до Бергена, то необходимо делать пересадку (что крайне нежелательно для велосипедов) Поэтому решили ехать в обратную сторону, где было много вариантов схода, начиная с середины похода. В целом маршрут вышел достаточно интересным, но заброска и выброска немного утомительная (самолет + поезд туда и обратно).
Визу дали без проблем в московском посольстве. Правда надо учесть, что есть визовый портал: http://www.norvegia.ru/ , где можно заполнить электронную анкету и встать в электронную очередь (мы туда не успевали, т.к. времени не хватало, очередь на месяц вперед), а есть визовый центр: http://www.norwayvisa-russia.com/ , куда можно прийти непосредственно со всеми документами и сдать всё в этот же день. Предоставляли в посольство: наши сроки поездки, загран. паспорта, необходимые документы (заполненные анкеты, справки о месте работы с указанием заработной платы, выписка с карточки и т.д.), расписанный маршрут с местами ночевки (все ночевки указывали в кемпингах) и несколько переписок с кемпингами (со всеми не удалось, т.к. времени было мало) и всё. Билеты на поезд и на самолет ещё не покупали, решили дождаться ответа посольства. Через 5 рабочих дней всё было готово, визу открыли на необходимое нам количество дней + с гибким графиком въезда (на 2 недели).
Сначала планировали лететь туда в Осло Аэрофлотом (прямые рейсы всех авиакомпаний только в Осло), а назад из Бергена AirBaltic (с пересадкой и общим временем полета 15 часов). Но на AirBaltic по непонятным причинам цены резко увеличились, и, т.к. там надо еще дополнительно оплачивать багаж и велосипед, решили назад тоже лететь из Осло Аэрофлотом.
Билеты на поезда существуют двух категорий: - Minipris(199 NOK, 299 NOK, 399 NOK) – стоят значительно дешевле, но нужно заранее покупать, т.к. количество мест ограничено, и нельзя менять даты, - Standart price (~700 NOK) – стоят дорого, но возможно изменение дат. Мы покупали все билеты в категории Minipris: - Oslo – Åndalsnes (399 NOK), вышло дорого, потому что покупали за 1.5 недели - Voss – Oslo (199 NOK), взяли билеты на ночной поезд, т.к. был самым дешевым. Провоз велосипеда платный около 180 NOK, есть специальный веловагон, куда можно его засунуть не разбирая. Но мы им ни разу не воспользовались, т.к. разбирали велосипеды и засовывали их в места под багаж или ставили вдоль прохода. Надо учитывать, что места достаточно мало, мы связывали 2 велосипеда в один и ставили в проход, еще велосипеды наврятли бы поместились в проход (если только не брать билеты близко к багажному отсеку и не ставить рядом с собой). Контроллеры спокойно смотрят на велосипеды в чехле и денег не требуют.
В Норвегии своя валюта, в отличии от Евросоюза, норвежская крона (NOK). Когда мы ездили курс был: 10 NOK ~ 55 рублей. Обменяли 1500 NOK наличными, которые потом не понадобились. Практически везде принимают карточки (супермаркеты, паромы, сувенирные лавки), наличные потребовались только когда мы покупали клубнику с рук (свежесобранную с клубничных полей). Поэтому в середине похода принялись тратить только наличные, чтобы не привозить их обратно.
Расписание, длительность переправы, стоимость паромов: http://www.fjord1.no/eng/ferry На паромах денег с велосипедов не берут. Принимают карточки для оплаты. Где пролегают оживленные трассы, паромы ходят каждые 20-30 мин. В некоторых местах (Kaupanger – Laerdal) паром ходит 2 раза в сутки (в 14.15 и в 17.00, лето 2012г.), эта переправа стоит 49 NOK, что не отражено на сайте, узнали об этом только на пароме, т.к. нигде никакой информации о стоимости не было.
В относительно больших населенных пунктах были супермаркеты. В мелкие магазинчики (Kiosk и др.) не заходили, т.к. они были только там, где есть супермаркеты. По воскресеньям практически все продуктовые супермаркеты закрыты, с чем мы несколько раз столкнулись. На прилавках встречались только рис и макароны, ни гречки, ни пшена, ни геркулеса не встречали. В основном все продукты везли с Москвы, т.к. в Норвегии всё достаточно дорого. С собой брали крупы, пару палок колбасы, сублиматы (мясо, супы, пюре). Овощные консервы достаточно дешевы, цены примерно как в Москве. Из рыбных консерв только тунец. Хлеб есть более менее дешевый (7-10 NOK), но его быстро разбирают, после обеда уже сложно найти. В супермаркетах есть продукты, помеченные специальными знаками: First price (в магазинах Spar, Joker), X-tra –самые дешевые (Coop), Coop – относительно дешевые и качественные (Coop), rema1000 (rema1000) В целом в магазинах цены примерно одинаковы.
Авиабилеты | ~11тыс. руб. |
Виза | ~2300 |
Oslo – Åndalsnes (поезд) | 399NOK (~2300руб.) |
Voss – Oslo (поезд) | 199NOK (~1150руб.) |
Еда с собой (сублиматы, палки колбасы) | ~1700руб. |
Наличные | 750NOK (~4000руб.) |
Паромы | 335NOK (~1900руб.) |
Остальное (траты в Норвегии) | ~8000 руб. |
Итого: | ~32тыс. руб. |
Участник | Г.р. | Туристический опыт | Обязанности в группе | Велосипед |
Протопопов Антон Павлович | 1989 | 5ВеУ Фанские горы | руководитель, штурман, механик | Trek, Deore XT, V-brakes |
Протопопова Анастасия Александровна | 1987 | 3ВеУ Турция, 1ВеР Крым | завхоз, медик, казначей | Merida, Deore, D-brakes |
Gardemoen (Oslo airport) -Åndalsnes - Trollveggen - Åndalsnes - Trollstigen - Valldal-Geiranger - Breiddatvatnet- Grotli - Stryn - Loen– Briksdalsbreen- Loen- Olden - Innvik – Utvik - Byrkjelo - Skei – Vassenden - Valestad - Vik – Vetiefjord - Dragsvik-Hella - Leikanger - Sogndal – Kaupanger - Lærdal - Fv243- Aurland – Flåm - Myrdal - Hallingskeid – Finse - Haugastøl - Sysenvatnet - Vøringfossen - Eidfjord- fv103 - Eidfjord - Brimnes - Bruravik - Ulvik – Voss – Gardemoen (Oslo airport)
День пути | Дата | Маршрут | Дистанция | Набор высоты,м | Способ передвижения | Покрытие | Трек |
1 | 9.07.12 | Gardemoen (Oslo airport) -Åndalsnes - Trollveggen | 11,7 | 173 | жд/вело | асфальт | http://www.gpsies.com/map.do?fileId=zosvziivzgsgkeff |
2 | 10.07.12 | Trollveggen - Åndalsnes - Trollstigen - Valldal | 66,2 | 1265 | вело | асфальт | http://www.gpsies.com/map.do?fileId=tujxpeheduujcjxj |
3 | 11.07.12 | Valdall-Geiranger - Breiddatvatnet | 36 | 1604 | вело/паром | асфальт | http://www.gpsies.com/map.do?fileId=fvryjpgqukmxjivv
http://www.gpsies.com/map.do?fileId=wdjvxndhgvaoesnb |
4 | 12.07.12 | Breiddatvatnet - Grotli - Stryn - Loen | 87,7 | 1039 | вело | асфальт/грунт | http://www.gpsies.com/map.do?fileId=yazucpwgzzrnmxtj |
5(1) | 13.07.12 | Радиалка:Loen – Briksdalsbreen- Loen | 34 | 740 | вело (налегке) | асфальт | http://www.gpsies.com/map.do?fileId=jorrwadvhdprddtm |
5(2) | 13.07.12 | Маршрут:Loen - Olden - Innvik - Utvik | 39,6 | 514 | вело | асфальт | http://www.gpsies.com/map.do?fileId=ugeayyzrjvzuguwe |
6 | 14.07.12 | Byrkjelo - Skei - Vassenden | 67,9 | 712 | вело | асфальт | http://www.gpsies.com/map.do?fileId=cokcqytsgmsynuwp |
7 | 15.07.12 | Valestad - Vik - Vetiefjord | 70,5 | 1332 | вело | асфальт | http://www.gpsies.com/map.do?fileId=sqvvvtugtgvkgsct |
8 | 16.07.12 | Dragsvik-Hella - Leikanger - Sogndal – Kaupanger - Lærdal - Fv243 | 57,9 | 1172 | вело/паром | асфальт | http://www.gpsies.com/map.do?fileId=hzickatypgkjkqpo
http://www.gpsies.com/map.do?fileId=ythtbtxugblkycwl http://www.gpsies.com/map.do?fileId=igdsmcbnbwawcqcv |
9 | 17.07.12 | Fv 243 - Aurland - Flåm | 55,3 | 1187 | вело | асфальт | http://www.gpsies.com/map.do?fileId=tfwknpbwfpghivpf |
10 | 18.07.12 | Flåm (полудневка) | 17,6 | 645 | вело | асфальт /грунт | http://www.gpsies.com/map.do?fileId=dvewuhdcbhigxnee |
11 | 19.07.12 | Myrdal - Hallingskeid - Finse | 64,2 | 1453 | вело/пешком | грунт/снег | http://www.gpsies.com/map.do?fileId=mamuttoibuaqspsg |
12 | 20.07.12 | Haugastøl - Sysenvatnet - Vøringfossen - Eidfjord | 91,3 | 826 | вело | грунт/ асфальт | http://www.gpsies.com/map.do?fileId=adenrqttnbqwgwml |
13 | 21.07.12 | Радиалка: Eidfjord - fv103 - Eidfjord | 30.1 | 224 | вело (налегке) | асфальт | http://www.gpsies.com/map.do?fileId=ivqndfqphcsfweyn |
14 | 22.07.12 | Eidfjord – Brimnes - Bruravik - Ulvik - Voss | 69,8 | 828 | вело/паром | грунт/ асфальт | http://www.gpsies.com/map.do?fileId=atdmscvmmmkqesmm
http://www.gpsies.com/map.do?fileId=jowrsijgstlwjpdy |
15 | 23.07.12 | Дневка Voss | |||||
16 | 24.07.12 | Voss-Oslo-Lillestrom-Gardemoen (airport) | 39,6 | 568 | жд/вело | асфальт | http://www.gpsies.com/map.do?fileId=jnmcuxtgrshjqsfy |
ИТОГО (без учета радиалок) | 775,3 | 13318 | |||||
ИТОГО (с учетом радиалок) | 839,4 | 14282 |
Т.к. не все треки отображаются в OziExplorer и Google Earth из-за корректировки точек непосредственно в gpsies, выложил все треки с GPS в архиве
Москва-Осло-Dombas-Andalsnes-Trollveggen Билет купили на Аэрофлот из Москвы Шереметьево до Oslo Gardemoen. Вылет в 11.00, прилет 11.45 по местному времени. Приехали на велосипедах своим ходом со станции Хлебниково за 4 часа до вылета. Регистрация уже была открыта (была открыта регистрация на 5 рейсов Аэрофлота, все в одних проходах). В Аэрофлоте можно провозить одно багажное место бесплатно (в том числе и велосипед), поэтому мы сцепили два велосипеда в один и, аналогично, сложили 2 рюкзака в один. Попробовали пройти регистрацию (где-то за 2.5 часа до вылета), но не удалось, велосипед весил 26.5 кг, рюкзак 30 кг (по правилам до 23 кг), поэтому пришлось снимать с велосипедов еще оборудование (покрышки, камеры, рога, 1 багажник), и выгружать из рюкзака всё, что можно провозить в салоне, в ручную кладь (Ручную кладь не взвешивали, было 2 маленьких рюкзачка и по 2 больших пакета. В итоге вышло прошли регистрацию за 1.5 часа до вылета. В 11.45 (местного времени) прилетели в Осло, капал дождик. Ж/д вокзал находится в здании аэропорта. Сиденья в вагонах очень удобные (в отличие от самолета). Велосипеды поместили в отделение под багаж, несмотря на то, что сильно его разобрали, торчит из прохода. Доплат за велосипед не делали.
Прямого поезда до Andalsnes’a нет, пересадка в Dombas, откуда идет экскурсионный поезд, с рассказами о местности, строительстве ж/д дороги и остановками у водопадов. К сожалению, было облачно, и не удалось увидеть гряды гор и Trollvegen (Стена Троллей) – самая высокая отвесная стена в Европе.
Приехали на конечную станцию. Никакого подобия вокзала нет, просто открытая платформа без какого-либо навеса. Собрались и поехали в сторону Trollveggen, надеясь, что на следующий день прояснится и можно будет её увидеть. По пути обнаружили на поле несколько молодых оленят, но не стали фотографировать, подумали еще увидим, но после ни одного оленя так и не видели… Проехали около 10 км и встали на берегу реки. Заночевали рядом со стеной Троллей (Trollveggen) у реки в частных владениях (стоял шлагбаум, который мы благополучно объехали). Был понедельник, поэтому никого не было, стояли на свой страх и риск. Встали на стоянку в 22:30.
С утра встали в 7.20 и без завтрака (т.к. газа с собой не было) поехали в сторону Andaslnes по вчерашней дороге. Городок сам по себе тихий, почти безлюдный, особенно по контрасту с Москвой, аэропортами. Когда приехали на пристань, где находится и ж/д вокзал и туристический магазин, у причала стоял здоровенный лайнер, и из него выходило много иностранных туристов.
Купили газ в магазине Intersport, посетили первый супермаркет Coop Prix, купили Pottetsalad (картофельный салат), Fischkaker (что-то типа рыбных котлет), нектаринов и сока. Отъехали немного за город, перекусили. Погода всё время была пасмурная, но без дождя. Поехали дальше, проехали первый кэмпинг, впечатлил количеством кемперов (несколько сотен), и, проехав развилку, поехали по дороге, ведущей к Trollstigen. От Andaslnes до развилки около 5 км. Дальше ведет хороший асфальт вплоть до Trollstigen, немного мешают машины с туристами, но автобусов мы практически не встречали.
По пути встретился кемпинг с закусочной, где можно поесть и купить сувениров:
Смотровая площадка, начало лестницы Троллей:
Вид в обратную сторону:
Лестница:
Вид сверху:
Первый снег, высота ~850м
Начали спускаться и вдали появилось немножко голубого неба, жаль с погодой не повезло, всё выглядело бы гораздо красивей:
Остановились в Gudbrandsjuvet, смотровая площадка, бушующие потоки реки (на фотках не видно мощи):
Встали недалеко от Valldal (не доезжая 3-4км), отъехав от трассы. С местами для ночевки здесь не очень, но на пару палаток места хватит. Насобирали первую землянику.
Проехали 68км, ходовое время 4:36, встали на ночевку в 18.23, дождя в течение всего дня не было.
Встали в 6.13, не спеша собрались и выехали в 8.20. Быстро докрутили до Valldal, закупились в магазинах Spar и MiniRimi. От Valldal до Geiranger ходит всего 2 парома в 9.20 и днем, плывет 2:25, стоит 230NOK. Паромы у них все однотипные:
Красивый маршрут с экскурсионным рассказом на трех языках(норвежский, английский, немецкий), который стоит потраченных крон и времени:
Внутри салона парома
Местная достопримечательность, к которой стоит большая очередь, чтобы сделать на память фотографию:
Множество туристов со всех уголков Европы, и сувенирных лавок. Закупили немного сувениров и поехали штурмовать перевал, предстояло набрать больше 1 тыс. м. На подъеме:
Прямо у обочины обнаружили земляники и остановились пособирать:
Дорога довольно узкая, но водители очень вежливые и всегда ищут способы обогнать, чтобы никак не помешать.
Перед обедом начался мелкий дождик, который постепенно усилился. Решили пообедать и немного переждать, нашли удобный камень, под которым и устроились:
Раньше здесь была объездная дорога, потом прорубили скалу, а эту оставили как достопримечательность:
Домики с маскировкой:
На подъеме стоят камни с отметками высот:
Почти на самом верху ангар, где раньше хранили землю для растапливания снега:
На 1000м пошли первые снежники:
Озеро на высоте
Было очень холодно, и быстро поехали дальше. Предполагалось ночевать примерно на таком же озере на высоте 900м, решили, что если оно будет такое же снежное
будем крутить до ночи, благо световая часть суток была длинной.
Развилка на туннель:
Необычные дорожные знаки
Дом на острове
Заночевали на озере за 4-5 км от Grotli. Нам повезло, озеро оказалось без снега. Отъехали немного от трассы на маленький полуостров и встали. С трассы практически не видно, но доставали комары, из-за небольшой заболоченности. Почти на всем протяжении подъема шел мелкий дождь, иногда прекращающийся на непродолжительное время. Полуостровок весь покрыт карликовыми кустарниками, с трудом нашлось маленькое местечко для одной палатки. Дождь пошел сразу же, как мы встали на стоянку, ужин готовили под тентом. Необычно было ложиться спать в светлое время. Несмотря на высоту, довольно тепло.
Ночевка:
Проехали 38км, в пути: 2:58, высота ночевки: 905м, встали на ночевку в 18.22.
Подъем в 6:16. Облачно, дождя нет. Выехали в 8.37, куча комаров, которые мешали собираться и наслаждаться природой. Погода с прояснениями. Всю ночь шел дождь. Через 5 км доехали до Grotli, постояли у информационного стенда, посмотрели что есть интересного и свернули с главной дороги в сторону гор. Вскоре проехали по небольшой плотине, которая и поддерживает это озеро. Затем асфальт закончился и пошла грунтовка:
Когда заехали наверх появились голубые участки неба. Открывались красивые пейзажи. Устроили небольшую прыжковую фотосессию:
Расчищенная дорога:
Эта дорога ведет к горнолыжному курорту, который работает только летом. Весьма необычное зрелище, мы на велосипедах, а люди полностью закутанные в горнолыжных костюмах с лыжами и сноубордами:
Навстречу нам наползало облако снизу. В облаке бегали овечки по дороге:
По пути заехали на водопад Videfossen:
Через пару км дорога уже сливалась с основной, которая пролегает через туннель.
Поехали по основной дороге, она стала заметно более загруженной, чем была ранее. На обочине обнаружили большую земляничную поляну и зависли на ней около часа… Дальше старались держать себя в руках и не допускать таких вольностей:
Устроили обед на берегу озера за маленьким городом Hejlle. Вид на горы, чистое озеро, домики и поля завораживали взор:
В основном, все туннели в Норвегии имеют объезды, по которым приятно прокатится (несмотря на некоторый рельеф иногда). Эта дорога, ведущая в Hejlle и была объездом основного туннеля, длиной около 2км. Первый туннель, через который нам можно ехать.
Все объезды только для велосипедистов/пешеходов. И перед объездом стоит ограничивающее дальнейшее движение для автомобилистов. Бывают и такие объезды:
Дальше ехали по ровному асфальту до Stryn, откуда доехали до Loen и начали искать кемпинг. В Loen, на дороге (трассе) 15 находится кэмпинги Luovik и дальше, если ехать на Briksdalensbreen еще один. В них спрашивали цены, было 145 и 140 крон за палатку на 2-х человек. Решили проехать еще немного дальше в Sande camping, там оказалось всего 80 крон, с местом стоянки на берегу красивого озера. Кемпинг оказался самым лучшим из всех где мы останавливались. Нам удалось поставить палатку у самого озера с видом на горные массивы и водопады. Душ, туалет шикарны, 10 крон – 5 минут душа, но если хотите сэкономить, просто достаточно прийти с большой чашкой или каном и поливать себя горячей водой из под крана. Постирали все грязные вещи в раковине, хотя стиральная машинка стоит 30 крон/стирка. Ночью проснулись от шума шубуршания пакета и сопения, спросони подумали, что это может чья-то собака, а оказалось ежик хотел съесть наш салат.
Дождя не было весь день. Проехали 90 км, ходовое время 4:50, высота стоянки 70м, на стоянку встали в 18.55.
Проснулись в 7:30. Вставать лень. Сегодня полудневка. Решили посетить ледник Briksdalensbreen. На улице пасмурно, но делать нечего, надо ехать.
Не спеша вылезли из палатки, приготовили на кухне завтрак на электроплите. По абсолютному набору предстояло набрать метров 100, но т.к. дорога шла то вверх то вниз, в итоге вышло 200.
Собрались и выехали в 10:40 на радиалку. Шел мелкий дождик.
По дороге через 10 км встретился шлагбаум. Въезд на дорогу к леднику был платный. Для добропорядочных людей там стоял автомат по продаже билетов. Мы проехали просто так, однако все иностранцы билеты покупали.
Билет на велосипед 20 крон, мотобилет 30 крон, авто 60 крон, пешком 10 крон.Но никакой охраны нет, и никто не спрашивал денег. Через 12км развилка на кафе и ледник.
Здесь местные катаются на лодках и могут повозить (мы не подходили). Дальше идет хорошая асфальтовая дорожка. Через несколько километров асфальт заканчивается и начинается гравийная дорога, ведущая в конце
к кольцевой остановке, с которой все ходят пешком. К леднику не пошли, поехали назад.
Вернулись в лагерь к 14, пообедали и поехали дальше в сторону Olden’a. Довольно нагруженная трасса вдоль фьорда, по которой ехали около 40 км. После развилки на Byrkjelo и Tistam сразу начинается резкий подъем. На подъеме:
Набрали метров 300, свернули с главной дороги и поехали по второстепенной, которая была огорожена шлагбаумом.. Доехали до площадки на дороге (до моста) и поднялись наверх, т.к. нормального места не нашли. На месте росло много черники. Есть мы её не стали, поскольку не были уверены, что это именно она. Весь день идет мелкий дождь. На ужин попробовали местные консервы из тунца, рыбы много, воды мало, на вкус очень даже неплохие и стоили недорого. Рядом со стоянкой шумел водопад, вода была немного желтоватого цвета. На стоянке был высокий растительный покров, вследствие высокой влажности.
Проехали 42 км, ходовое время 2:40, высота стоянки 320м, на стоянку встали в 18.40
Встали в 7.30, выезд 9.25. На подъеме встретили зайца рядом с обочиной дороги:
Доехали до информационного стенда и подъемников. Все время идет моросящий дождик. Высота около 650м. Здесь есть бесплатные туалетные комнаты, где Настя попыталась просушить хоть чуть-чуть ноги. В 10.32 поехали дальше.
Сбросили высоту до 360 м; остановились на повороте и у Антон прокололось переднее колесо. Холодно. Руки закоченели при спуске. Спускаемся в Byrkjelo.
Зашли в два магазина Coop и дальше по дороге в Spar, закупились продуктами и поехали дальше. По дороге до Skei:
В 13:30 доехали до Skei и пообедали у магазина Coop. Дождь к этому моменту кончился. В магазинах есть автомат по приемке алюминиевых банок, за них автомат выдает чек, которым потом расплачиваешься за покупку. Но нам так и не удалось опробовать, т.к. пиво не пили, а больше алюминиевого ничего не было. Объезжали озеро после Skei по стороне, где не проходит трасса. Оказалось тихая асфальтовая дорога, практически без машин, только велосипедисты иногда встречались. Затем она опять соединилась с трассой, по которой проехали немного и свернули на дорогу 13, до Gaularfjellet. Немного отъехали и встали на стоянку в лесу у реки. В лесу, видимо, играют в пейнтбол – различные сооружения и краска на деревьях. Нас не выгнали, не встретили никого.
Проехали 69 км, ходовое время 4:10, высота стоянки 66м, встали на стоянку в 16:59.
Встали в 7:20. Ночью было на удивление холодно, высота не особо большая, но сказывалась близость реки. Настя немного подмерзла. Выход из лагеря 9:09. Погода пасмурная, дождя нет. По дороге встретили семью велотуристов (которая состоит из 4 человек) с Санкт-Петербурга, которые ехали навстречу. Обменялись впечатлениями о маршрутах и поехали дальше, набрав 400м, заехали на первый перевал, с которого открывался вид на дальнейшую дорогу. Нам повезло, как раз в той стороне проглядывалось Солнце.
Спустились с перевала и остановились на перекус, недалеко от Vix.
Попытались заехать в магазин Joker, но он был закрыт, т.к. было воскресенье. Доехали до водопада Likholefossen, где остановились немного прогуляться по пешим туристическим маршрутам, посмотреть окрестности. Но тропинки уходили далеко вглубь окрестностей, поэтому погуляв около 20 минут решили вернуться назад к велосипедам и продолжить движение.
Пообедали у озера, которое находилось дальше от водопада. Можно было и у водопада, там есть специально оборудованные места (столы, столики), но они были все заняты мототуристами и кэмпирами. Доехали до следующего перевала, после которого начинается относительно ровная дорога.
Вид назад:
Козы обычно с любопытством на нас смотрели, иногда блеяли, прося поесть. Интересно, что они обычно паслись по трое, одна взрослая особь и двое детенышей
Перед спуском открывался красивый вид. Почти сразу же имеется оборудованная смотровая площадка.
Сбрасывали до 0 с высоты около 700м. На спуске можно было встать на стоянку, т.к. недалеко проходила река и были относительно ровные места. Мы их пролетели и опомнились, когда уже выехали к фьорду. На подъездах к фьорду начиналась частная территория, и встать было уже негде. Решили поехать дальше в надежде отыскать какое-нибудь место для ночевки на берегу фьорда. Встали на стоянку почти над туннелем (2-м, если считать от населенного пункта). Погода пасмурная, без дождя. На стоянке оказалось несчитанное количество клещей, раздавили около 30 шт. Прямо над туннелем – водопад, где мы как раз набирали воду для приготовления еды. Место с трассы не видно, т.к. укрыто деревьями. На стоянке обнаружили интересного вида камень.
Проехали 73 км, ходовое время 5:10, высота стоянки 10м, встали на стоянку в 18:36.
Проснулись в 7:45. Вышли в 9:25. Погода пасмурная, но дождя пока нет. Через 15 км доехали до парома Dragsvik-Hella.
Отсюда можно переплыть на берег и затем проехать по дороге в сторону Voss, но мы решили еще проехать по самому длинному фьорду Норвегии Sognefjord. После переправы почти сразу начался сильный ливень, но прошел где-то через 30 мин. Мы все промокли, доехали до магазина Coop Prix. У магазина были столики, где можно перекусить, чем мы и воспользовались. На столиках лежали немного переспелые бананы, которые можно было взять бесплатно. Взяли пару связок и поехали дальше. По пути увидели водопад, к которому подплывали некоторые туристы на лодках со стороны фьорда.
Докрутили к обеду до Sogndal, погода улучшилась, появились проблески голубого неба.
Приехали в Kaupanger в 16:27. Информации о пароме нет, ни во сколько отходит, ни во сколько приходит. Недалеко пляж с вышкой для прыжков, ребята лет по 13 купаются в гидрокостюмах. Рядом шведские велотуристы (семья) на тандеме, а малыш путешествует сзади на тележке.
Доплыли на пароме до Laerdal в 17:15. За проезд заплатили 49 NOK за человека. Затем дорога идет немного вдоль фьорда и резко забирает наверх и так идет до более чем 1000м по высоте. Доехали до ровного места с водой на высоте около 500м. Первая ночевка, если не вставать у фьорда (вдоль дороги или частная территория, или обрывистые склоны). Ночуем у дороги, т.к. трафика почти нет 1 машина/30мин. Дорожка отличная, красивые виды, спокойно, тихо, машин практически нет, ехать одно удовольствие (по крайней мере вечером, когда авто-/мототуристы уже не ездят). Попробовали клубничный джем, купленный в магазине Coop. Оказался весьма неплохим, правда много всяких Е. Последствий от клещей удалось избежать. На стоянке, наконец-то, никаких насекомых нет.
Проехали 74 км, ходовое время 4:52, высота стоянки 497м, встали на стоянку в 19:51.
Встали в 6:25, выход 8:23.
Пасмурно, моросит маленький дождик. Снизу догоняют облака. Предстоял один из самых сложных дней (вследствие пасмурной дождливой погоды и ветра). За 1.5 часа докрутили до местечка Vedahaugen,
где проложена асфальтовая дорожка к местной достопримечательности (в виде небольшой голубой пещерки, где сверху накидан всякий хлам).
Дальше доехали до туристического места с туалетом, на котором непрерывный подъем заканчивается (высота 1200м), а дальше идет дорога вверх-вниз. Встретили москвичей с МГУ, двигающихся навстречу, которые недавно стартовали из Myrdal. Погода по-прежнему пасмурная и становится все холодней.
К часу дня доехали до начала спуска, высота 1300м, где сложены камни в виде небольшого турика. Здесь на высоте жутко холодно, мы надели все теплые вещи, достаем последние запакованные теплые носки.
Всё в облаках и тумане, ничего не видно, постоянно идет мелкий дождик. Видимость 50-100 м. На спуске, после того, как сбросили 100м, выехали из облака и открылся красивый вид на снежные шапки.
По мере сбрасывания высоты открывался завораживающий вид на фьорд. Один из самых красивых, что мы видели.
Доехали до Aurlund и встали у магазинов Spar и miniRimi к 15 часам. Закупили часть еды, затем поехали во Flåm. Во Flåm’e 1 магазин Coop и, т.к. там огромные толпы туристов,
много чего из продуктов нет на прилавках, поэтому на следующий день пришлось ехать за хлебом до Aurlund’a. Остановились в кемпинге Flåmcamping, очень-очень дорогой – 195 крон.
Людей очень много: в палатках, в кемпирах, в домиках. Кемпинг не очень уютный, но другого нет. Решили тут первый раз использовать сушилку, т.к. вещей накопилось грязных очень много,
а впереди сложные дни. Flåm – большой туристический город, сюда заплывают на стоянку огромные лайнеры, приезжают в большом количестве велотуристы, а также пешие. Поэтому ассортимент
дешевых продуктов в супермаркетах беден. Надо закупаться с утра, как только открылся магазин. Пока искали другой кемпинг, спросили сколько стоит комнатка в домике =),цена просто шокировала 845 крон.
Проехали 57 км, ходовое время 4:25, высота стоянки ~ 10м, встали на стоянку в 17:34.
Время 9:40. Лежим в палатке, едим печеньки с сыром. Лень вставать, думаем что делать сегодня. У нас дневка. Сегодня была единственная сухая ночь (без дождя). Сходили в магазин, где купили йогурт, тунец. Позавтракали и Антон уехал в Aurlund за продуктами на Rallarvegen. Хорошая погода, впервые светит солнце не по 1 мин. Небо голубое с небольшим количеством облаков. Решили отъехать немного в сторону Myrdal и встать с палаткой. Собрались и вышли из кемпинга в 16:42. Заехали в Coop. Купили большой малины. Красивая дорожка, периодически пересекающаяся с железкой. По пути часто встречаются велосипедисты, спускающиеся с Myrdal, так что надо быть осторожными, а то снесут еще. Попадались некоторые животные, такие как небольшое стадо коз (или козлов) и несколько лошадей.
Через 12 км закончился асфальт и пошла грунтовка с мелкими камнями. Доехали до водопада, где и решили остановится. По пути по непонятным причинам GPS начинал давать неверные данные (местоположение и высоту). Решили, что из-за близости скал происходит переотражение сигнала и он зашумленный попадает в GPS.
Проехали 17 км, ходовое время 1:44, высота стоянки 504м, на стоянку встали в 19:30.
Подъем в 6:10, выход в 8:10. Погода отличная, почти безоблачно. Сегодня предстоит тяжелый день. Через километр начался резкий подъем, дорога ухудшилась, стали попадаться камни средних размеров. Велосипед можно только тащить наверх. В 9 проехали развилку на Myrdal на высоте ~800м
Затем крутой подъем заканчивается и начинается относительно ровная дорога с плавным набором.
В Hallingskeid из поезда вышло много велосипедистов, и поехали в сторону Myrdal. Потом стало понятно, почему они выходят здесь, а не дальше в Finse (дальше по пути попадалось много снега на дорогах). За Hallingskeid начался первый снег
Дорога пересекает железную дорогу, которая раньше использовалась как основная до Bergen’a, но, т.к. её надо было зимой часто расчищать, железную дорогу решили закрыть и проложить в другом месте.
По дороге открывались красивые снежные пейзажи
А вот снежная дорога уже подходит к концу
Доехали до Finse в 16:30, проехав при этом около 51 км. Дальше стоит искать место для стоянки не спускаясь далеко вниз, а то можно уже ничего не найти, т.к. начинается много частных территорий.
Но мы проехали все, надеясь встать у озера, но там было много частников и огромное количество комаров… Т.к. было уже поздно, а вариантов ехать дальше не было, решили искать что-нибудь в стороне от дороги.
С трудом удалось обнаружить небольшую площадку под одну палатку. Встали на стоянку. Тьмища комаров. Красивый вид, хорошая погода, но из-за комаров быстренько поели и залезли спать без чая.
Сегодня на Rallarvegen встречали много велосипедистов. Сначала они спускались из Myrdal, потом другие из Hallingskeid, а третьи через снег из Finse и Haugøstol. Мы одни (наверное) шли из Myrdal.
Прошли очень много маленьких снежных участков, общей протяженностью 4-5 км. С погодой повезло, если бы был дождь, всё было бы гораздо трудней. Когда мы проехали Hallingskeid и начался снег все ехавшие нам навстречу
туристы спрашивали сколько еще осталось. В целом дорожка красивая. Правда из-за снега немного портятся впечатления. И еще напрягало большое количество велосипедистов. Если ехать по Rallarvegen в сторону Flåm, то лучше
начинать со станции Hallingskeid, а не Myrdal. Там тоже красивые виды и снега еще нет. Обгорели все, т.к. весь день светило Солнце. Весьма необычная погода для Норвегии (судя по нашему предыдущему опыту). Жутко умотались,
отбой 21:20.
Проехали 66 км, ходовое время 6:42, высота стоянки 1018м, встали на стоянку в 19:35
Встали в 9:00. Светит солнышко, немного облаков. Лица все обгоревшие и опухшие. Ночью нас навестили коровы и попытались обнюхать и понять, что есть палатка. Ночью и ранним утром прошел дождь. Решили ехать без завтрака, т.к. много комаров. Выход в 10:00. Въехали в Haugostol. Потратили 1 час в бесполезных поисках супермаркета, в итоге поели в кафешке, которая находится в туристическом центре Haugostol. По пути до Eidfjord проезжали по плато, где увидели интересного вида сувенирные лавки. Хотели в них купить оленьей колбасы. Там она стоила 70 NOK. Доехали до магазинов в Eidfjord: в Coop она стоила 54.90 NOK, в Joker 60 NOK. Купили в Coop.
Погода весь день была переменчива: солнечно и ясно пока поднимались на высоту. Когда же поднялись начал накрапывать мелкий дождь, на спуске был сильный ветер и даже некоторое время шел град.
На спуске проезжали несколько достопримечательностей. Первый – плотина, сложенная из камней на высоте где-то 780 м (плотина высотой м. 50-100). Чтобы посмотреть на плотину, надо было набрать м. 30-40.
С плотины открывался красивый вид на снежные горы и озеро
Потом был водопад Voringfossen, который был самый мощный из всех, которые мы видели. Есть несколько обзорных площадок: непосредственно с дороги, по которой едем (там открывается вид на 2 водопада и красивое ущелье, но самой мощи водопада не видно), другая площадка находится выше по дороге, на нее есть поворот и надо проехать еще около 1 км, в основном вверх. Там платная стоянка для авто, может и вело. Удалось проехать просто так, охранник ничего не сказал. С этой площадки открывается весь вид на водопад и красивый вид на ущелье. Обзорная дорожка уходит выше, не ходили по ней, т.к. надо было еще в магазин успеть. Перепад высот водопада около 100м
Дальше началась красивая петляющая дорога, которая закрыта на одном участке. Видимо, надо ехать через туннель. Но мы рискнули и облезли забор и поехали дальше. На этом участке встречались завалы дороги, лежали большие валуны и в одном месте камни даже пробили асфальт, где-то треть ширины дороги просо снесло. Опасный участок, лучше следует проехать через туннель.
Дальше идет дорога до туристического места Ovre Eidfjord и Hardangervidda и открывается вид на озеро. Доехали до Eidfjord, где нашли 2 магазина, находящихся друг напротив друга, Coop и Joker. Провели анализ цен на нужные нам продукты и закупились как всегда самыми дешевыми марками FirstPrice и Extra. После закупок вернулись на озеро и заночевали на объезде туннеля. Отличное место, есть место под палатку и подход к воде. Места хватит под 2-е – 3 палатки. Ночью не было дождя.
Проехали 79 км, ходовое время 4:32, высота стоянки 27м, встали на стоянку в 20:11.
Встали в 9:00. позавтракали в 10:00. Начал капать мелкий дождик и дул сильный ветер. Решили пока поспать в палатке до улучшения погоды. 11:30 ветер утих, по-прежнему капает переменный дождик.
Место красивое, практически бесшумное. Доносятся слабые отголоски водопада и машин из туннелей. Вчера видели камнепад, прямо напротив нашей стоянки.
После некоторых раздумий решили остаться на ночевку здесь, т.к. опережали график на один день, а потратить его некуда. Была идея съездить на Trolltunga в Odda, но нам тогда не хватало бы минимум одного дня.
После 13:00 дождя не было до самого вечера, пару раз удавалось увидеть голубое небо. Сейчас опять пошел дождь.
Съездил радиалку к электростанции, пока Настя отдыхала в лагере. Красивое ущелье, но после Voringfossa уже не очень впечатляет. Много машин стояло у электростанции и люди собирались идти по тропе
в Kjoanes, который находится на высоте ~500м. До этого поселка можно добраться либо по тропе пешком, либо через туннель на машине. Больше ничего интересного там не удалось обнаружить. Когда ехал назад видел
подозрительно много шоссеров с номерами навстречу. Сначала подумал какая-нибудь шоссерная гонка, но судя по их телосложениям стало понятно, что это триатлеты. Когда доехал до финиша (там где все магазины),
у них был разворот на круг, мне тоже сначала указывали на разворот.
Встали в 8:55, выход в 10:53. Всю ночь лил переменный дождь, с утра дождя не было, пасмурно. Доехали в очередной раз до Joker. Coop закрыт, купили все в Joker. Через 15 км от стоянки доехали до парома на Bruravik.
Доехали до Ulvik, решили пообедать и ехать дальше. Из магазинов (продуктовых супермаркетов) все было закрыто.
После Ulvik дорога пошла вверх, набирали высоту 350м. Лил проливной дождь.
Все вещи промокли, которые были на нас. Решили встать на ночевку в кемпинге с сушильной машиной. Наверху был кемпинг и даже не очень дорогой 50 крон палатка и 20 крон человек, но,
поскольку на ресепшине не было людей и мы не знали, есть ли тут столь необходимая нам сушилка решили спуститься вниз и там поискать кемпинг.
Спуск был шикарный: дорога плавно петляла в сосновом лесу, скорость равномерно держалась на 40 км/ч, но было холодно из-за дождя и промокших вещей. Внизу нашли Seim camping. Условия там, конечно же,
оставляли желать лучшего и опять никого не было на ресепшине (видимо, из-за того, что воскресенье и они не ждали посетителей). При осмотре кемпинга на кухне нашли также как и мы двух промокших и замерзших
шотландских велотуристов . Они нас угостили чаем, поболтали с ними о путешествиях. Решили уехать, т.к. кемпинг не понравился, да и цена нам была неизвестна. Предстояло набрать еще 250 м высоты,
но быстро справились и с ней, наверху нас ждал ещё один красивый водопад.
Встали на стоянку в Voss camping. 150 NOK small tent. Проехали 69,8 км.
Дневка, вечером уезжали на поезде в Осло. Кемпинг находится в центре города недалеко от ж/д вокзала. Также рядом много магазинов. Кухня и туалеты приемлемые, также есть стиральная и сушильная машины. Правда стоит обратить внимание, что здесь жестко относятся к требованию освободить место в 12:00 следующего дня. Поэтому, когда мы уезжали вечером, у нас возникли некоторые трудности…
К обеду приехали шотландцы и тоже решили здесь остановиться. Оба оказались учителями, один географии (Ed), другой английского (Miles). Ed с женой устраивали себе свадебное путешествие
на велосипедах в течение одного года, стартовали с Европы и закончили в районе Китая, накрутили больше 15000 км… Кому интересно, можете почитать на их сайте:
http://www.helenanded.blogspot.ru/
В кемпинге бегала белка, которая шустро поедала наши печеньки даже прямо из рук.
К вечеру двинулись на вокзал. Связали два велосипеда в один, чтобы провезти в вагоне бесплатно.
Погрузились в поезд в районе полуночи и поехали в Осло, предстояло ехать около 6 часов.
Приехали на вокзал в 6:35. Собрались и выехали в 7:20. Вылет был вечерний, поэтому решили немного покататься по Осло и доехать своим ходом до аэропорта. Посетили Oslo City Hall, где проводятся экскурсии по времени, вход свободный.
Потом проехали The Royal Palace, где вручают Нобелевские премии. В парке у Royal Palace
Затем заехали в парк Vigeland, где множество скульптур, изображающих людей в обнаженном виде. Весьма специфический парк, но туристов там очень много, и все всё фотографируют. Быстренько осмотрелись и поехали в сторону аэропорта.
С дорогами здесь очень сложно… Есть практически прямая трасса от Осло до аэропорта, но движение велосипедов там запрещено. Поэтому поехали по велодорожкам, которые переплетаются, меняют стороны дороги и вообще отходят. В общем, путь удлиняется, и не всегда понятно куда ехать. Боясь опоздать на самолет, доехали до Lillestrom, где сели на поезд до аэропорта. В принципе, можно было и от ж/д вокзала на поезде ехать, если бы знали, что так получится. В итоге проехали около 39.8 км. Если ехать от Осло до аэропорта получается около 60-70 км.
Норвегия – страна фьордов, водопадов, снежных дорог в летнее время года, красивой нетронутой сказочной природы, интересных и необычных достопримечательностей.
Целью нашей поездки было охватить максимальное количество фьордов, достопримечательностей, интересных мест, познакомиться с европейской страной самостоятельно изнутри
(а не по предлагаемым турагенствами маршрутами и экскурсиями, это наше первое велопутешествие по Европе). Путешествие по Норвегии требует неплохой физической подготовки,
поскольку все дороги идут либо вверх, либо вниз, но при этом это все асфальтовые дороги. При планировании маршрута стоит хорошо обдумать бюджет и раскладку, т.к. цены в
Норвегии гораздо выше, чем в Москве (раза в 3-4), а привычных для нас продуктов (крупы, фрукты, консервы) либо нет, либо продаются в больших упаковках. Также стоит обратить
внимание и продумать, какое топливо использовать для приготовления пищи (газ – провоз в самолете запрещен, в Норвегии продается только в спортивных магазинах, которые находятся
только в больших городах; бензин – высокая цена, и неизвестно можно ли его купить на заправке в небольшом количестве), разведение костров практически невозможно. Проблем с водой
в Норвегии нет, всюду текут какие-нибудь ручейки, водопады, можно даже снег топить (для тех, кто собирается ночевать на высоте). В силу непредсказуемости погодных условий, даже летом,
маршрут лучше закладывать на день-два больше.
С нашей стороны, мы настоятельно рекомендуем вам посетить эту страну, для спортивного отдыха и наслаждения видами северной природы!