по маршруту:
Астрахань – Сеитовка – Молодёжный - Вольное - Тамбовка –
Харабали – Кочковатка – Михайловка – Верблюжий
– Пироговка – г. Богдо – оз. Баскунчак – Верхний Баскунчак
совершённом в мае 2004 года
Руководитель похода – Валерий Комочков
1 Выпускающая организация:
Велоклуб Орион,.400078, Волгоград, а/я 2009
2. Справочные сведения:
Вид туризма – вело,
категория сложности – 1
протяженность активной части маршрута – 357 км,
общая продолжительность – 6 дней
из них ходовых дней – 6
сроки проведения – май 2004 г.
3. Район похода :
Астраханская область.
4.Нитка маршрута:
Астрахань – Сеитовка – Молодёжный - Вольное - Тамбовка – Харабали – Кочковатка – Михайловка – Верблюжий – Пироговка – г. Богдо – оз. Баскунчак – Верхний Баскунчак
5. Препятствия:
грунтово-песчаные участки и пересечёнка с перепадами 20-30 м.
6. Данные об участниках и руководителе:
№ п\п |
Ф.И.О. | Год рождения | Туристская подготовка | Обязанности в группе |
1. | Комочков Валерий Анатольевич | 1948 | Р-5 | Руководитель |
2. | Бочаров Александр Владимирович | 1988 | У-1 | Мед. брат |
3. | Протопопов Антон Павлович | 1989 | У-1 | пом.завхоза |
4. | Протопопов Константин Павлович | 1990 | н/к | пом.мед.брат |
5. | Фадин Павел Павлович | 1985 | ПВД | Гл. Механик |
6. | Михайлов Евгений Борисович | 1988 | н/к | Фотограф |
7. | Лешуков Алексей Владимирович | 1982 | ПВД | помлетописца |
8. | Кащеев Сергей Леонидович | 1962 | ПВД | Летописец |
1. Общая смысловая идея:
Прохождение маршрута 1-ой категории сложности по левой стороне Волги от Астрахани, с выходами в прилегающие пустынные районы и с посещением Богданско-Баскунчакского заповедника и озера Баскунчак. Получение дополнительной информации о возможности планирования веломарафона «Волга-Ахтуба».
2. Варианты подъезда, отъезда:
Выезд из Волгограда поездом 601П Волгоград-Астрахань в 21-03 до Астрахани. Прибытие в 7-10.
Финиш в Верхнем Баскунчаке и отъезд поездом 601П в 1-15. Есть поезд 15.20.
3. Аварийные выходы с маршрута:
Маршрут проходит параллельно ж/д и автотрассе Астрахань-Волгоград.
4. Принципиальных отклонений от запланированного маршрута не было.
5. График движения:
День пути | Дата | Участок пути (от-до) | Протяженность, км | Характер дороги | Метеоусловия | Чистое ходовое время |
1 | 2.05 | Астрахань – Сеитовка | 55,5 | асфальт | Тепло, солнечно, ветерок | 3 ч 10 мин |
2 | 3.05 | Сеитовка – Вольное | 76 | Асфальт, перепады порядка 20 м | Тепло, солнечно, ветерок встречный | 5 ч 15 мин |
3 | 4.05 | Вольное – Тамбовка | 43,5 | Асфальт, грунтовые дороги | Тепло, встречный ветер | 4 ч 10 мин. |
4 | 5.05 | Тамбовка – Верблюжий | 71,5 | асфальт, песчаные дороги | Жарко | 4 ч 57 мин |
5 | 6.05 | Верблюжий – оз. Баскунчак | 83,5 | грунтовки и пески | Тепло, солнечно, ветер | 5 ч 42 мин |
6 | 7.05 | Оз. Баскунчак – Верхний Баскунчак | 27 | асфальт, грунтовки | Тепло, солнечно, | 2 ч |
6. Техническое описание прохождения маршрута:
2 мая Первый день похода
Прибыли в Астрахань в 9-03, за полчаса собрали велосипеды.
От вокзала к Астраханскому кремлю – 4 км, затем на рынок «Большие сады» для закупки продуктов. С почтой плохо, рыбы нет. Вдоль трамвая на Яблочково.
Фото 1. Старт от Астраханского кремля
17, 2 км – пункт ГИБДД.
19,5 км – перекрёсток: Волгоград – Володарская. Места довольно голые.
13-50, 31,5 км – обед (первый прокол). С водой по дороге плохо.
33 км – Тулигановка (воды нет). На въезде автосервис и кафе.
34 км – ер. Рыча, мост. Ерик Бадер – есть кустики с водой.
42,3 км – ер. Болчайка (голый). 44,6 км – ер. Кривой Бузан (справа терпимая полянка в кустах).
48 км – Тальниковый. Слева бедные домики, справа зелёная пустошь с рощицей. Начинается отличный асфальт. Впереди завиднелся Газоконденсатный комбинат.
51,5 км – ер. Кызил-Тал.
52 км – Новорусовка. 53 км – ер. Бузан, мост через ж.д.
54 км – влево к озеру по дамбе до рощицы. За рощицей укромная полянка.
18-00, 55,3 км – стоянка.
3 мая Второй день похода
Ночь тёплая. В 5-00 появляются рыбаки. В 9-05 выезд.
1,5 км – перекрёсток на Красный Яр, закусочная.
4,5 км – ерик Ахтуба, ГИБДД.
8 км – странная Пирамида – изделие газпромовцев.
Фото 2. Газпром увековечил себя пирамидкой
10-15, 13 км – Молодёжный (он же Аксарайский). Здесь есть магазины-вагончики с хлебом, воблой и прочим. Второй день вместо ожидавшегося «астраханца» встречный свежий ветер.
21 км – начались лёгкие горки.
24,5 км – Комсомольский. Автобусная остановка с туалетом.
32 км – Ахтуба у дороги, справа лесок с полянкой, не доезжая нефтяной вышки. Начинается Харабалинский район.
Фото 3. Фото без комментария
12-30, 38 км - обед. Ветер крепчает, сугубо встречный. 47,7 км – Хошеутово. Автобусная остановка и всё. 70 км – Вольное: вода, магазин с хлебом.
18-00, 76 км. Стоянка в посадке «сухая» (со своей водой, без озера).
Ходовое время 5:15. Вечер прохладный, ночь тёплая, утром солнечно.
Фото 4. «Сухая» ночёвка
4 мая Третий день похода
9-00 – выезд. Въехали в колючки – три прокола. 2,5 км – съезд влево к ерику.
9 км – Селитерное (влево 1 км – магазин). 13,5 км сворачиваем вправо на грунтовку. 19 км – МТФ. 22,3 км – бывший ж.д. переезд засыпан, дорога заросла. Дальше не просматривается. Это ПП - явно не 1 к.т. Решаем ехать вдоль железной дороги.
Фото 5. Бывший ж/д переезд
Фото 6. Бывшая дорога за переездом
Едем вдоль ж..д насыпи. Глинисто-песчаная дорога вверх-вниз ведёт до Тамбовки.
15-00, 35 км – Тамбовка. Выход на трассу. Магазин. Лёгкий конфликт с отдыхающим прапорщиком казахской национальности.
40 км – сворачиваем с трассы влево, вдоль ирригационных каналов к лесочку.
16-00, 43,5 км – стоянка на заливном луге.
Фото 7. Простые радости
5 мая Четвёртый день похода
9-50. Утро солнечное и опять ветерок. По ходу движения по валу, вдоль каналов, на трассу. 3,5 км – асфальт.
9 км – Харабали. На почте не хотят поставить штамп в маршрутную книжку.
34,5 км – Чапчачи. Кафе нет. 41 км – Кочковатка. Есть озерцо, никакого кафе нет.
44 – Сасыколи, кафе слева. 50 км – хорошая вода с леском слева.
52 км – Бугор. 53 км – вода подходит к самой дороге до самой Михайловки. 58-59 км слева неплохо для стоянки.
68 км – перед Верблюжьим сворачиваем влево по грунтовке в пески и выезжаем к стану. Затем на перекрёстке влево и вперёд к Ахтубе, на «точку» Геннадия (то ли чабан, то ли пастух). Жильё, колодец с журавлём, в палатке постояльцы из Москвы (рыбачат). Чистое ходовое время - 4:43. Ночь тёплая.
6 мая Пятый день похода
9-15 выезд. Ветер сменился на восточный. Солнечно.
10-15, 4,8 км – асфальт, трасса. Места, в основном, пустынные.
10,5 км – Удачное. 19 км – Золотуха. 21 км – лесок и Ахтуба довольно близко.
21,5 км – Пироговка у самой дороги. Деревянная церковь.
Фото 8. Заманчивое название для столь диковатой местности
38 км – знак на ст. Богдо. Поворачиваем по валу к горе. Она видна вдалеке.
14-50, 54 км – ж.д. станция Богдо. Перетаскиваем через полотно. Дороги влево и прямо. Едем прямо. 56 км – домик в степи, колодец. Хорошая вода. Богдо слева впереди. «Зелёный сад». Знаки запрета въезда- и входа. Пустынно. Какие-то рощицы. Песчаная дорога. За рощицами справа строения. Встречаются довольно старые дубы. Стараясь не шуметь, проехали через Баскунчакский заповедник. Дорога очень песчаная.
Фото 9. Богдинско-Баскунчакский заповедник
Фото 10. Выезд из заповедника
Выехали к Богдо с тыльной стороны. Издалека увидели дежурный УАЗик, поняли, что к горе приближаться не стоит. Объехали гору слева по хорошей грунтовке и выехали прямо к УАЗику, оказавшемуся пикетом охраны. Охрана заявила, что здесь нигде нельзя остановиться на стоянку. Поэтому, миновав зелёные овражки с пресной водой и рощицами, переночевали на пустынном высоком берегу озера Баскунчак.
83,4 км. Ходовое время 5 ч 42 мин.
Фото 11. Богдо и Баскунчак справа
Фото 11а. Вот оно - озеро Баскунчак
7 мая Шестой день похода
9 км – Нижний Баскунчак. Остановил другой патруль – интересовались, откуда и куда. Ответили, что на поезд в В.Баскунчак.
20 км – Верхний Баскунчак. Решили разведать дорогу до пещер.
От переезда через Таможню по асфальту, затем по грунтовке, через железнодорожное полотно и чуть вправо по накатанной грунтовке.
27,5 км – пещеры. Утренний патруль интересуется, почему же мы не на поезде. К пещерам и близко не подпускают. Следует оформлять разрешение.
(Нач. Инспекции Андросов Алексей Викторович, Н.Баскунчак, ул. М.Горького, 27.
8 241 55-1-37).
13-30, 36,6 км – вокзал В.Баскунчака. Конец похода.
Рис. 12. Конец похода
7. Потенциально опасных участков и явлений на данном маршруте в это время года нет. Следует быть осторожней при наличии отдыхающей местной молодёжи, потенциально не слишком гостеприимной..
8. Наиболее интересные объекты:
Астрахань и Астраханский кремль, многочисленные ерики низовьев Волги, Богдинско-Баскунчакский заповедник, солёное озеро Баскунчак, гора Богдо и пещеры в районе В. Баскунчака.
9. Прохождение маршрута не требует специального снаряжения. В данное время года рекомендуется не пренебрегать теплыми личными вещами, т.к. температура бывает неустойчивой, по вечерам и ночам бывает довольно холодно.
10. Общие выводы:
Маршрут не слишком живописный и интересный, особенно при прохождении в летнее время. Несмотря на относительную близость Волго-Ахтубинской поймы, надо постоянно помнить о проблемах с водой, т.к. посёлки от трассы далековато, а пересекаемые ерики имеют безлесные берега.
Для эффективного посещения Баскунчака и г. Богдо, необходимо попытаться провести предварительные переговоры с руководством заповедника. На каких-либо экологических или экономических основаниях можно бы договориться хотя бы о возможной ночёвке в балочке с пресным озерцом на севере от Богдо.
Асфальтовые дороги – 264 км
Грунтовые дороги – 93 км
Определяющие препятствия маршрута – грунтово-песчаные и песчаные участки в стороне от трассы Астрахань-Волгоград..
Средняя скорость – 13,8 км / час