Велотуризм

Велоклуб "Орион"

Баскунчак-2004

Отчет

о велотуристском походе первой категории сложности по Астраханской области

по маршруту:
Астрахань – Сеитовка – Молодёжный - Вольное - Тамбовка – Харабали – Кочковатка – Михайловка – Верблюжий – Пироговка – г. Богдо – оз. Баскунчак – Верхний Баскунчак

совершённом в мае 2004 года

Руководитель похода – Валерий Комочков

 

1 Выпускающая организация:

Велоклуб Орион,.400078, Волгоград, а/я 2009

2. Справочные сведения:

Вид туризма – вело,

категория сложности – 1

протяженность активной части маршрута – 357 км,

общая продолжительность – 6 дней

из них ходовых дней – 6

сроки проведения – май 2004 г.

3. Район похода :

Астраханская область.

4.Нитка маршрута:

Астрахань – Сеитовка – Молодёжный - Вольное - Тамбовка – Харабали – Кочковатка – Михайловка – Верблюжий – Пироговка – г. Богдо – оз. Баскунчак – Верхний Баскунчак

5. Препятствия:

грунтово-песчаные участки и пересечёнка с перепадами 20-30 м.

 6. Данные об участниках и руководителе:


п\п
Ф.И.О. Год рождения Туристская подготовка Обязанности в группе
1. Комочков Валерий Анатольевич 1948 Р-5 Руководитель
2. Бочаров Александр Владимирович 1988 У-1 Мед. брат
3. Протопопов Антон Павлович 1989 У-1 пом.завхоза
4. Протопопов Константин Павлович 1990 н/к пом.мед.брат
5. Фадин Павел Павлович 1985 ПВД Гл. Механик
6. Михайлов Евгений Борисович 1988 н/к Фотограф
7. Лешуков Алексей Владимирович 1982 ПВД помлетописца
8. Кащеев Сергей Леонидович 1962 ПВД Летописец

1. Общая смысловая идея:

Прохождение маршрута 1-ой категории сложности по левой стороне Волги от Астрахани, с выходами в прилегающие пустынные районы и с посещением Богданско-Баскунчакского заповедника и озера Баскунчак. Получение дополнительной информации о возможности планирования веломарафона «Волга-Ахтуба».

2. Варианты подъезда, отъезда:

Выезд из Волгограда поездом 601П Волгоград-Астрахань в 21-03 до Астрахани. Прибытие в 7-10.

Финиш в Верхнем Баскунчаке и отъезд поездом 601П в 1-15. Есть поезд 15.20.

3. Аварийные выходы с маршрута:

Маршрут проходит параллельно ж/д и автотрассе Астрахань-Волгоград.

4. Принципиальных отклонений от запланированного маршрута не было.

5. График движения:

День пути Дата Участок пути (от-до) Протяженность, км Характер дороги Метеоусловия Чистое ходовое время
1 2.05 Астрахань –  Сеитовка 55,5 асфальт Тепло, солнечно, ветерок 3 ч 10 мин
2 3.05 Сеитовка – Вольное 76 Асфальт, перепады порядка 20 м Тепло, солнечно, ветерок встречный 5 ч 15 мин
3 4.05 Вольное – Тамбовка 43,5 Асфальт, грунтовые дороги Тепло, встречный ветер 4 ч 10 мин.
4 5.05 Тамбовка – Верблюжий 71,5 асфальт, песчаные дороги Жарко 4 ч 57 мин
5 6.05 Верблюжий – оз. Баскунчак 83,5 грунтовки и пески Тепло, солнечно, ветер 5 ч 42 мин
6 7.05 Оз. Баскунчак – Верхний Баскунчак 27 асфальт, грунтовки Тепло, солнечно, 2 ч

6. Техническое описание прохождения маршрута:

2 мая Первый день похода

Прибыли в Астрахань в 9-03, за полчаса собрали велосипеды.

От вокзала к Астраханскому кремлю – 4 км, затем на рынок «Большие сады» для закупки продуктов. С почтой плохо, рыбы нет. Вдоль трамвая на Яблочково.

Фото 1. Старт от Астраханского кремля

17, 2 км – пункт ГИБДД.

19,5 км – перекрёсток: Волгоград – Володарская. Места довольно голые.

13-50, 31,5 км – обед (первый прокол). С водой по дороге плохо.

33 км – Тулигановка (воды нет). На въезде автосервис и кафе.

34 км – ер. Рыча, мост. Ерик Бадер – есть кустики с водой.

42,3 км – ер. Болчайка (голый). 44,6 км – ер. Кривой Бузан (справа терпимая полянка в кустах).

48 км – Тальниковый. Слева бедные домики, справа зелёная пустошь с рощицей. Начинается отличный асфальт. Впереди завиднелся Газоконденсатный комбинат.

51,5 км – ер. Кызил-Тал.

52 км – Новорусовка. 53 км – ер. Бузан, мост через ж.д.

54 км – влево к озеру по дамбе до рощицы. За рощицей укромная полянка.

18-00, 55,3 км – стоянка.

3 мая Второй день похода

Ночь тёплая. В 5-00 появляются рыбаки. В 9-05 выезд.

1,5 км – перекрёсток на Красный Яр, закусочная.

4,5 км – ерик Ахтуба, ГИБДД.

8 км – странная Пирамида – изделие газпромовцев.

Фото 2. Газпром увековечил себя пирамидкой

10-15, 13 км – Молодёжный (он же Аксарайский). Здесь есть магазины-вагончики с хлебом, воблой и прочим. Второй день вместо ожидавшегося «астраханца» встречный свежий ветер.

21 км – начались лёгкие горки.

24,5 км – Комсомольский. Автобусная остановка с туалетом.

32 км – Ахтуба у дороги, справа лесок с полянкой, не доезжая нефтяной вышки. Начинается Харабалинский район.

Фото 3. Фото без комментария

12-30, 38 км - обед. Ветер крепчает, сугубо встречный. 47,7 км – Хошеутово. Автобусная остановка и всё. 70 км – Вольное: вода, магазин с хлебом.

18-00, 76 км. Стоянка в посадке «сухая» (со своей водой, без озера).

Ходовое время 5:15. Вечер прохладный, ночь тёплая, утром солнечно.

Фото 4. «Сухая» ночёвка

4 мая Третий день похода

9-00 – выезд. Въехали в колючки – три прокола. 2,5 км – съезд влево к ерику.

9 км – Селитерное (влево 1 км – магазин). 13,5 км сворачиваем вправо на грунтовку. 19 км – МТФ. 22,3 км – бывший ж.д. переезд засыпан, дорога заросла. Дальше не просматривается. Это ПП - явно не 1 к.т. Решаем ехать вдоль железной дороги.

Фото 5. Бывший ж/д переезд

Фото 6. Бывшая дорога за переездом

Едем вдоль ж..д насыпи. Глинисто-песчаная дорога вверх-вниз ведёт до Тамбовки.

15-00, 35 км – Тамбовка. Выход на трассу. Магазин. Лёгкий конфликт с отдыхающим прапорщиком казахской национальности.

40 км – сворачиваем с трассы влево, вдоль ирригационных каналов к лесочку.

16-00, 43,5 км – стоянка на заливном луге.

Фото 7. Простые радости

5 мая Четвёртый день похода

9-50. Утро солнечное и опять ветерок. По ходу движения по валу, вдоль каналов, на трассу. 3,5 км – асфальт.

9 км – Харабали. На почте не хотят поставить штамп в маршрутную книжку.

34,5 км – Чапчачи. Кафе нет. 41 км – Кочковатка. Есть озерцо, никакого кафе нет.

44 – Сасыколи, кафе слева. 50 км – хорошая вода с леском слева.

52 км – Бугор. 53 км – вода подходит к самой дороге до самой Михайловки. 58-59 км слева неплохо для стоянки.

68 км – перед Верблюжьим сворачиваем влево по грунтовке в пески и выезжаем к стану. Затем на перекрёстке влево и вперёд к Ахтубе, на «точку» Геннадия (то ли чабан, то ли пастух). Жильё, колодец с журавлём, в палатке постояльцы из Москвы (рыбачат). Чистое ходовое время - 4:43. Ночь тёплая.

 

6 мая Пятый день похода

9-15 выезд. Ветер сменился на восточный. Солнечно.

10-15, 4,8 км – асфальт, трасса. Места, в основном, пустынные.

10,5 км – Удачное. 19 км – Золотуха. 21 км – лесок и Ахтуба довольно близко.

21,5 км – Пироговка у самой дороги. Деревянная церковь.

Фото 8. Заманчивое название для столь диковатой местности

38 км – знак на ст. Богдо. Поворачиваем по валу к горе. Она видна вдалеке.

14-50, 54 км – ж.д. станция Богдо. Перетаскиваем через полотно. Дороги влево и прямо. Едем прямо. 56 км – домик в степи, колодец. Хорошая вода. Богдо слева впереди. «Зелёный сад». Знаки запрета въезда- и входа. Пустынно. Какие-то рощицы. Песчаная дорога. За рощицами справа строения. Встречаются довольно старые дубы. Стараясь не шуметь, проехали через Баскунчакский заповедник. Дорога очень песчаная.

Фото 9. Богдинско-Баскунчакский заповедник

Фото 10. Выезд из заповедника

Выехали к Богдо с тыльной стороны. Издалека увидели дежурный УАЗик, поняли, что к горе приближаться не стоит. Объехали гору слева по хорошей грунтовке и выехали прямо к УАЗику, оказавшемуся пикетом охраны. Охрана заявила, что здесь нигде нельзя остановиться на стоянку. Поэтому, миновав зелёные овражки с пресной водой и рощицами, переночевали на пустынном высоком берегу озера Баскунчак.

83,4 км. Ходовое время 5 ч 42 мин.

Фото 11. Богдо и Баскунчак справа

Фото 11а. Вот оно - озеро Баскунчак

7 мая Шестой день похода

9 км – Нижний Баскунчак. Остановил другой патруль – интересовались, откуда и куда. Ответили, что на поезд в В.Баскунчак.

20 км – Верхний Баскунчак. Решили разведать дорогу до пещер.

От переезда через Таможню по асфальту, затем по грунтовке, через железнодорожное полотно и чуть вправо по накатанной грунтовке.

27,5 км – пещеры. Утренний патруль интересуется, почему же мы не на поезде. К пещерам и близко не подпускают. Следует оформлять разрешение.

(Нач. Инспекции Андросов Алексей Викторович, Н.Баскунчак, ул. М.Горького, 27.
8 241 55-1-37).

13-30, 36,6 км – вокзал В.Баскунчака. Конец похода.

Рис. 12. Конец похода

7. Потенциально опасных участков и явлений на данном маршруте в это время года нет. Следует быть осторожней при наличии отдыхающей местной молодёжи, потенциально не слишком гостеприимной..

8. Наиболее интересные объекты:

Астрахань и Астраханский кремль, многочисленные ерики низовьев Волги, Богдинско-Баскунчакский заповедник, солёное озеро Баскунчак, гора Богдо и пещеры в районе В. Баскунчака.

9. Прохождение маршрута не требует специального снаряжения. В данное время года рекомендуется не пренебрегать теплыми личными вещами, т.к. температура бывает неустойчивой, по вечерам и ночам бывает довольно холодно.

10. Общие выводы:

Маршрут не слишком живописный и интересный, особенно при прохождении в летнее время. Несмотря на относительную близость Волго-Ахтубинской поймы, надо постоянно помнить о проблемах с водой, т.к. посёлки от трассы далековато, а пересекаемые ерики имеют безлесные берега.

Для эффективного посещения Баскунчака и г. Богдо, необходимо попытаться провести предварительные переговоры с руководством заповедника. На каких-либо экологических или экономических основаниях можно бы договориться хотя бы о возможной ночёвке в балочке с пресным озерцом на севере от Богдо.

Асфальтовые дороги – 264 км

Грунтовые дороги – 93 км

Определяющие препятствия маршрута – грунтово-песчаные и песчаные участки в стороне от трассы Астрахань-Волгоград..

Средняя скорость – 13,8 км / час

 

 

Hosted by uCoz