о велотуристском походе 4-й
категории сложности по Кавказу
по маршруту:
Невинномысск – Черкесск – Карачаевск - Домбай - пер.Алибек (3168м, 1А) - р.Аксаут – Кардоникская –Зеленчукская - Архыз – долина р.София - пер. Пхия (2100м, н/к)- Загедан – Рожкао – Курджиново - Псебай - пер. Аишха (2401м, н/к) – Кордон Пслух - Красная поляна – Адлер
совершенном с 18 июля по 1 августа 2004 г.
Руководитель группы Смирнова Ольга
Авторы отчета Смирнова Ольга, Ляпин Михаил
Поход утвержден МКК Волгоградского велоклуба «Орион»
Маршрутная книжка №8-04
Центральный и Западный Кавказ, республика Северная Осетия и Кабардино-Балкарская республика.
Отдохнуть в спортивном режиме в очень красивых местах с приятными людьми. Разведать возможность прохождения на велосипедах горных перевалов в районе Архызского участка Тебердинского заповедника. Проехать к морю через Главный Кавказский заповедник (перевал Аишха).
Изменений маршрута не было. Разве что съели дневку на подходах к перевалу Аишха. В разработке маршрута использовались отчеты разных групп и личный опыт руководителя. План похода выполнен строго по заданной нитке в планируемые сроки.
Ольга Смирнова, руководитель |
|
|
Наталья Бочарова, медик |
Михаил Ляпин, штурман |
Денис Мелихов, хранитель канов |
Константин Порошин, поммех |
Антон Протопопов, летописец |
|
Дата/ день пути |
Участок маршрута |
Протяжен- ность, (км) |
Способ передвижения/ покрытие |
Погода |
18.07.2004г./день первый |
Невинномысск- Нижний Зеленчук-р.Овечка |
60 |
вело/асфальт |
дождь/переменная облачность |
19.07.2004г./день второй |
р.Овечка -Черкесск- Усть-Джегута-р.Кубань- Сары-Тюз- Карачаевск- Нижняя Теберда-144км |
84 |
вело/асфальт |
ясно |
20.07.2004г./день третий |
144км-Верхняя Теберда-Теберда-п.Домбай- альплагерь Алибек-водопад |
49 |
вело, пеше/асфальт, грунт.д., тропа |
ясно |
21.07.2004г./день четвертый |
водопад-под п.Алибек |
5 |
пеше/тропа |
ясно/переменная облачность |
22.07.2004г./день пятый |
п.Алибек-з.гостиница-р.Аксаут |
16 |
пеше, вело/тропа, грунт.д. |
ясно/переменная облачность/ дождь |
23.07.2004г./день шестой |
р.Аксаут-Красный Карачай-погранзастава- Греческий Хасаут- Кардоникская-ст.Зеленчукская-обсерватория |
100 |
вело/грунт.д., асфальт |
дождь/ переменная облачность |
24.07.2004г./день седьмой |
обсерватория-Архыз-р.Архыз-р.София |
41 |
вело/асфальт, грунт.д. |
ясно |
25.07.2004г./день восьмой |
дневка |
- |
- |
ясно |
26.07.2004г./день девятый |
р.София-р.Речепста-п.Пхия-спуск п.Пхия |
30 |
вело, пеше/грунт.д./тропа |
ясно |
27.07.2004г./день десятый |
спуск п.Пхия- пос.Пхия-погранзастава- пос. Дамхурц-р.Б.Лаба |
42 |
пеше,вело/ тропа, грунт.д. |
ясно/переменная облачность/ дождь |
28.07.2004г./день одиннадцатый |
р.Б.Лаба-Рожкао-пос.Азиатский- Курджиново-Псемене- Псебай-р.М.Лаба |
76 |
вело/грунт.д., асфальт |
ясно |
29.07.2004г./день двенадцатый |
р.М.Лаба-кард.Черноречье-кард.Третья Рота-кард.Умпырь |
29 |
вело, пеше/грунт.д., тропа |
ясно |
30.07.2004г./день тринадцатый |
кард.Умпырь-р.Чистая и М.Лаба |
11 |
пеше/тропа |
ясно |
31.07.2004г./день четырнадцатый |
р.Чистая и М.Лаба-п.Аишха-кард.Пслух-Кр.Поляна |
43 |
пеше, вело/тропа, грунт.д., асфальт |
ясно |
1.08.2004г./день пятнадцатый |
Кр.Поляна-Адлер |
23 |
асфальт |
ясно |
Дневник похода и техническое описание маршрута
18 июля (воскресенье)
0 км, 11.00. Идет мелкий мерзкий дождик. Собираем велосипеды, пакуемся и стройной вереницей выезжаем с вокзала Невинномысска. Не торопимся, так как в Черкесске на погранзаставе надо быть с утра. Дорога М-29, асфальт.
14 км. Нижний Зеленчук.
19.4 км, Поворот на Новую деревню направо. 60км, 15.03, 391м. Стоянку на ночь решили организовать в непосредственной близости от города. Для этого перед Черкесском свернули налево на Чапаевское и вдоль железной дороги доехали до р.Овечка. Пройти "на травку" свободно не удалось. Все огорожено и охраняется собаками. Удалось убедить охранника, что мы хорошие и безобразничать не будем. Пустил, но не через ворота, а через забор, мол я ничего не знаю и никаких туристов не видел. Место для палаток нашли шикарное, вот только с водой оказалось туго. Пришлось зажмурить глаза и после отстоя приготовить ужин из Овечки.
19 июля (понедельник)
0км (60км), 7.31. Утро, роса и мокрые кроссовки. Особенно не торопились. Выехали двумя группами т.к. отправили гонцов занимать очередь на погранзаставу. Бумаги для получения пропусков заготовили дома. Попали в список "вне очереди" благодаря маленькой взятке (пачка бумаги А4). Сэкономили полдня (по правилам документы выдают после обеда). Ранний перекус.
3.6км (63.6км), 11.44, 406м. Выезд с погранзаставы.
10км (70км), 12.22, 596м. Выезд из Черкесска.
18.3км (78.3км), 12.47. Усть-Джегута.
26.9км (86.9км), 13.32, 685м. Плотина на р.Кубань. Такое проехать невозможно.15 минут завораживающего зрелища на бешеный поток. Всем фотки на память. Только уезжая с плотины заметили знаки и плакаты запрещающие любую съемку. Повезло, никто не заметил.
44.4км (104.4км), 14.47, 795м. Сары-Тюз. Направо - ст.Кардоникская. До нее 20км, а нам прямо в горы. В ней мы будем через 3 дня.
59.8км (119.8км), 15.37, 886м. Карачаевск. Ищем рынок. Он находится на главной дороге почти на выезде. Закупаемся на 3 дня. Отдыхаем с перекусом в городском парке прямо на травке. Проходящие мимо отдыхающие оборачиваются, парк все-таки. Местные "безработные" в спортивных костюмах и шеей шире головы интересуются стоимостью велосипедов. Влад дипломатично объясняет, что все это старье и вообще непонятно как едет, в общем "дешево". А таким джигитам нужно купить новые крутые велики в ближайшем большом городе. Доводы не очень убедительные, поэтому быстро едем искать безопасное место для стоянки.
80.3км (140.3км), 16.55, 1065. Нижняя Теберда. Дорога постепенно набирает высоту. Начинаем искать место для бивуака. Волгоградских велотуристов недалеко от этого места ограбили и унизили, поэтому пытаемся спрятаться от местных жителей. Это нелегко. Ущелье узкое. Река Теберда почти вплотную подходит к дороге на протяжении многих километров. Темнеет. Принимаем решение залезть направо круто в гору, а за водой спускаться вниз, к реке.
83.9 (143.9км), 19.01, 1158. На 144км. столбике ушли наверх. После дождей Теберда грязная. Ночевка на дровах. Красиво, светлячки, 100г за первую 1000 новичкам. На ночь пришлось "включать тормоза". Уклон был заметный.
20 июля (вторник)
0км (143.9км), 9.31, 1133м. Прекрасное солнечное утро. Выход на маршрут. Дорога очень живописна. Асфальт до п.Домбай.
8.9км (152.8), 10.00. Верхняя Теберда
14км (157.9), 10.25, 1330м. Въезд в Теберду.
22.6км (166.5), 11.08. На выезде из поселка - шлагбаум. Въезд на территорию Заповедника. Хотели проехать мимо с каменными лицами, но охранники были начеку. Сначала припирались, но потом пришлось платить. Место для поста выбрано со знанием дела, не обойдешь. Пропустили вполцены. Одолевают смешанные чувства: вроде бы и не дорого, да вот только за что платим???
38.9км (182.8км), 12.29, 1547м. За 3км. до Домбая пообедали с видом на водопад. У дороги на дне выброшенной канистры нашли масло. Смазались. Велосипеды довольны.
42км (185.9км), 13.25, 1633м. Домбай. Последний магазин. Кучи туристов. Асфальт заканчивается вместе с поселком. Начинается хорошая грунтовка. Круто так сразу начинается. Высокий пихтовый лес. Тень. Кладбище альпинистов. Романтика.
46.8км (190.7км), 15.13, 1856м. Альплагерь Алибек. Главный лесник снова авторитетно просит денег. По 30 руб/чел. Платим. От чая предложенного девушками со второго этажа любезно отказываемся, "не до грибов".Обсуждаем варианты выхода к перевалу Алибек. Совет бывалых. Не ходите, как мы. Лучше взять инфо с сайта dombai.ru и как все нормальные пешики выходить под перевал через хижину. Дорога от альплагеря идет четко на запад. Очень хорошо видно ледник Алибекский.
47.9км (191.8км), 16.15, 1960м. Дождик. Поворот направо к водопаду нашли интуитивно. Отвязали рюкзаки и впервые пошли пешком. Тропы в высокой буйной траве не видно. Лишь потом она становится вполне отчетливой.
49.1км (193км), 16.45, 2059м. Водопад. Снежник. Купаемся. С трудом находим места под 4 палатки. Влад уходит на разведку с заданием найти начало потерянной тропы. Он пытается забраться немного левее водопада резко в гору. Я иду на разведку, возвращаясь немного назад. Пройдя метров 50, поворачиваю направо и углубляюсь в кушири. После 20 минут поисков путь найден. Ужин на дровах.
21 июля (среда)
0км (193км), 8.31, 2059м. Вышли пораньше. Предстоит трудный день.
Немного об Алибеке. Классический перевал для 5к.с. Лучше я пока не видела. Он потрясающе красив, почти безопасен, легко находимый, обжитый туристами. Везде набитые тропы. И что немаловажно, пешки всего 2 дня. Дороги с обеих сторон подходят к последним взлетам на перевал. Пройдя перевал с разных сторон, думаю, что со стороны Домбая перевал особенно хорош. Медленно набирая высоту, мы постоянно оглядываемся на Алибекский ледник, г. Белала-Кая, г.Домбай-Ульген. И весь ГКХ у нас на ладони.
Вокруг много воды. Лишь бы солнце было!
Для тех, кто ищет. Если выходить на перевал по нашему пути, то есть два больших недостатка. Поиск этой нестабильной тропы в районе водопада и очень резкий взлет по корням деревьев и по высокой, скользкой траве. Это связано с буйной растительностью склонов. Если тебе трава по грудь, трудно найти дорогу. Вот все и ходят там по своим собственным маршрутам. Лишь когда выходим из зоны леса на луга, тропа становится однозначной. Она тянется траверсом, слабо набирая высоту. Огибает склоны г.Семенов-Баши, оставляя главный ориентир – реку Алибечку далеко внизу. Путь этот хорош тем, что можно долго с высоты любоваться ледниками.
1.2км (194.2км), 10.03, 2279м. Вышли из зоны леса. По тропе траверсом топаем, поворачивая вместе со склоном направо.
11.48, 2364м. Смена декораций. Теперь ледник Алибекский не видно, зато перед нами сам перевал. Волнуемся, очень много снега. Маленький перекус.
3.7км (196.7км), 13.30, 2626м. Обед на примусах на отличной поляне.
4.6км (197.6км), 16.01, 2800м. Преодолели большой снежник. Он пористый и пологий. Несложно. Далее начинается очень резкий каменистый взлет с хорошей набитой тропой. Становится трудно дышать под нагрузкой. Часто переводим дух.
4.9км (197.9км), 16.50, 2903м. Бивуак в единственно возможном месте. На козырьке перед последним взлетом на перевал. С нами группа горников. Людей много, места мало. Уклоны, но спать можно. К вечеру как всегда под высоким перевалом, становится дико холодно. Сидим в облаках. Достаем все запасы одежды. Ночью ноль градусов.
22 июля (четверг)
0км (197.9км), 8.45, 2911м. Утро. Ясно. Вокруг палаток гуляют туры. Вышли. Впереди огромные валуны. Лезем. Велики страшно мешают. Как всегда, куча издевок со стороны пешеходников. "Зачем вам велосипеды?"
10км (197.9км), 3075. Преодолели первый снежник. Он очень крутой и длинный. Челноками перенесли велики и рюкзаки. У новичков трясутся коленки. Кроссовки соскальзывают. Почему опять не взяли ботинки? Снежник тропили заново. Не ходят что ли туристы?
Далее начинается мощная сыпуха с резким набором высоты. Твердой опоры под ногами нет. Обгоняют постепенно горники. Даже помогают некоторые девушкам. Потом выходим на второй снежник. Он последний, отвесный и очень страшный. Но короткий. Злимся на пешиков, идут по нами тропе. Вперед не лезут, ждут пока набьем. Не спортивно.
0.8км (198.7км), 10.43, 3126м. Ура! Мы на перевале. Снимаем специально для нас оставленную записку волгоградских горников. Счастливы.
0.8км (198.7км), 11.29. На спуске горники отрываются и уходят по неправильной тропе. Обилие снега нам здесь помогает. Опираясь на зажатые тормоза, соскальзываем с первого крутяка.
Далее нужно уходить налево где-то в удобном месте, форсируя речку, пока она еще маленькая. Все тропы под толщей снега. Идем по памяти по бескрайним снежным полям. Это нам на руку. Иначе пришлось бы "ломать" ноги и бить шатунами камни. Иногда попадаются турики.
11.59, 2870м. Брод через реку.
13.4км (211.3км), 2403м. Обедаем на зеленой гостинице. Откуда-то сверху к нам сбрасываются в мыле потерянные горники.
Дальше ориентиры не нужны. Идешь себе вниз. Правда, хотелось бы быстрее. Камни. Тропа траверсирует правый склон, поворачивая плавно направо. Слепни и мошки.
7.1км (205км), 16.38, 2340м. Вышли на рудниковую дорогу. Привязываем рюкзаки и вспоминаем, как ездить на велосипеде. Дорога очень плохого качества, вьется серпантином.
9.1км (207км), 17.34, 2099м. Мост через речку.
10.9км (208.8км), 18.15, 1891м. Выехали с лесовозной дороги на основную, которая идет вдоль р. Аксаут. Отличное качество грунта. Много луж. Почти сразу дороги не стало. Мост через Аксаут давно размыт.
13.6км (211.5км), 18.46, 1857м. Дорога, по которой ездят лесовозные машины уходит через брод сначала налево, потом опять направо. Аксаут в этом месте очень широкий. Нашли тропинку вдоль правого берега в кустах. Она вышла на старую заброшенную дорогу, которая потом вышла на основную.
15.8км (213.7км), 19.30, 1842м. Ночевка на Аксауте. Место у дороги так себе. Очень устали. Льет противный дождь. Много топляка. Готовим на костре.
23 июля (пятница)
0км (213.7км), 9.29. Выезд под проливной дождь.
6.1км (219.8км), 10.06, 1729м. Разрушенный мост через боковой приток. Переходим по одной направляющей.
19.4км (233.1км), 11.28, 1613м. Красный Карачай. Ущелье Аксаута живописно. Оно узкое. Со всех склонов льются водопады. Красивый лес.
Вообще нет людей и машин. Редкие туристы. Мосты все перемыты. Чуть ниже - погранзастава.
29км (242.7км). Мост через Аксаут.
33км (246.7км). Мост через Аксаут.
42км (255.7км). Сторожка лесника. Шлагбаум.
44.4км (258.1км), 1222м. Греческий Хасаут. Начало асфальта.
76км (289.7км), 17.00, 1049м. Въезд в ст.Зеленчукская. До этого проехали Кардоникскую, там пообедали. Дождь. Делаем закупки продуктов на 5 дней. И двигаемся в Архыз. Чуть не попадаем под град. Ищем место ночевки.
99.8км (313.5км), 18.45. Повернули на обсерваторию налево через мост. На проходной в городок не пустили. Тогда вернулись на трассу и повернули на следующий железный пешеходный мост чуть выше. Ужинаем на примусах. Очень мокро
24 июля (суббота)
9.45. Выезд. Ущелье Бол.Зеленчука не такое красивое, как Аксаута. И очень обжитое. Толпы туристов и мощная инфраструктура для них. Конные прогулки, сплавы, кафе, шашлыки, хычины, хлеб и водка прямо у подножия Софийских водопадов. Спокойная и доброжелательная обстановка.
22.5км (336км), 11.09, 1533м. Архыз. Почта в субботу не работала, поэтому печать в маршрутке не поставили. Конец асфальта.
28.8км (342.3км), 12.52, 1616м. Развилка. Едем на радиалку налево через мост р. Арзых. Послезавтра сюда вернемся и поедем прямо на перевал Пхия. Далее небольшой подъем и спуск к мосту через р. София. Палатки с едой и сувенирами. Много отдыхающих матрасников на машинах.
40.9км (354.4км), 15.24, 2048м. Конец дороги, которая вымотала. Везде можно ехать. Жарко. Бродим через Софию и ищем место с дровами для дневки. Дров нет совсем. Все вычистили отдыхающие. Пилим тонкие блины из большого бревна. Цепная пила – просто чудо. Блины горят плохо, но горят!
25 июля (воскресенье)
Дневка. Разбились на две группы. Денис остался в лагере охранять сушащееся белье. Трое ушли на Софийские озера через перевал Иркиз, 2880м, 1А, к.с. Четверо отправились на водопады. Считаем большим отдыхом путешествовать налегке. Впечатления от прогулки от участников:
Оставив Дениса наедине с его велосипедом сторожить лагерь, наши две группы разошлись в разные стороны. Тройка, состоящая из Ольги, Влада и Миши отправилась на поиск Софийских озер. Наша пятерка (Леша, Костя, Наташа, Антон и Я) решили взобраться на Софийское седло и полюбоваться вблизи известными водопадами.
Пройдя мимо штаба МЧС РФ, двинулись вдоль р. София против её течения. Подъем становился все круче и круче, но, будучи без велосипедов и рюкзаков это была не помеха. Вокруг же такая красота! По обе стороны от тропинки раскинулись поляны цветущих рододендронов. Эдакое белое цветочное чудо. Непосредственно к водопадам договорились подобраться, когда будем спускаться. Для того, что бы взобраться на бесснежный перевал пришлось преодолеть небольшой скользкий участок сползающего с горы София ледника.
Но вот и на месте. Потрясающий вид на Софийскую долину. А по другую сторону перевала ничего интересного: довольно узкое ущелье, в низу которого протекает река Маруха; крутые лесистые и не очень живописные склоны противоположного хребта. Сделали вывод, что для велопоходов этот перевал ничего полезного и интересного не представляет. Не спеша, направились вниз к водопадам.
Впечатляющая мощь водопадов обрушивалась с высоты приблизительно 10 - 15 м. и далее бурля и пенясь, продолжал свое течение в низ водоемом.
Хотя вода и была ледяной, но это не остановило Костю и Антона перед искушением искупаться в брызгах одного из девяти водопадов. Еще немного полюбовавшись, хитросплетение водяных струек и величием Софийского ледника, наша пятерка продолжила спуск к лагерю. (Оля Бердникова)
Главное впечатление - оказывается, можно подниматься в горы без велосипеда, при этом непринужденно обгоняя пеших туристов и успевая нафотографироваться до полной загрузки карточки фотоаппарата. Невольно отгоняешь нелепую мысль - а зачем здесь велосипеды? Озера стоят того труда, чтобы подняться к ним. Вокруг торжественно и сурово. Озера частью подо льдом, вокруг много снега. Из-за таких мест и тянет на Кавказ снова и снова. (Влад)
Очень понравилось ходить налегке. Виды просто закачаешься. Множество различных цветов и трав плюс, дурманящий запах альпийских лугов. На верху все это великолепие сменяется другим: холодный ветер, свежий воздух, снег, лед на черных озерах. Зато чуть ниже находится четвертое (увиденное нами) озеро Айматлы-Джагалы. Сказка. Лазурная, светлая, прозрачная, вода, в которой отражается чистое близкое небо. Хочется искупаться, но здравый смысл все портит. Сейчас жалею J (Миша)
26 июля (понедельник)
10.15. Выезд. Вниз - это вам не вверх. Слетели за полчаса.
9.2км (363.6км), 10.58, 1618м. Базар на р.София.
11.2км (365.6км), 11.09, 1600м. Уже знакомая развилка. Поворачиваем налево на Пхию. До поворота в боковое ущелье хороший грунт и набор высоты лояльный. Можно ехать и успевать подумать о жизни, поесть земляники. Виды обалденные!
21.5км (375.9км), 1828м. Развилка. Поворот направо в ущелье р. Речепста. Крутой подъем. Идем пешком, хотя кто-то едет.
24.5км (378.9км), 12.58, 1908м. Обедаем. Отвязываем рюкзаки. Проводим разведку. Оставляем дорогу по ущелью и через мостик поворачиваем налево.
25.4км (379.8км), 14.12, 1975м. Плохая дорога превратилась в тропу. Идем по карте по правому склону речки. Почти сразу после перекуса развилка дорог. Налево круто в гору уходит сомнительная дорога. Может на лесозаготовки? Мы ее игнорируем и идем по карте прямо. А зря! Как потом оказалось, именно по ней надо было ехать (а не идти по куширям).
28.1км (382.5км), 17.07, 2194м. Перевал Пхия. Но как мы к нему шли! Многочисленные разведки. Все тропы тупиковые. Трава по пояс. Крутой склон. В лесу обзора нет вообще. Идем строго по законам ориентирования.
Все-таки выходим на перевал уставшие, но довольные. Решили занести его в Черный список. Возни много, а эмоций и красот мало. Особенно, когда прошлись по спуску. Планировалась приятная, техничная езда. У некоторых, конечно, так и получилось. Остальных настигла жара, высокая трава с крапивой, куча москитов и долгая тащиловка до дороги по тропе, которая шла траверсом по правому склону ущелья реки Пхия.
А мне понравилось, особенно на подходе к Пхие, когда вышли из леса на вершину холма. Эх, еще бы разрешили бросить фантик от съеденной конфетки, вот бы он полетел J (Миша)
30км (384.4км), 17.30, 2089м. Немного спустившись с перевала, нашли потрясающий бивак. Довольно плоское место с высокими хвойными деревьями, чистый ручей и ущелье уходящее на запад. Закат был захватывающий. Много грибов, но есть их не стали. Как оказалось – зря, бывалые грибники утверждают, что съедобные.
27 июля (вторник)
9.45, 2060м. Выход. Предварительно опять разведываем тропу. Их много. Все на правом склоне, но на разных высотах. Траверсируем склон.
7.6км (392км), 12.00, 1700м. Вышли, наконец, на плохую дорогу. Причем их две. Выбираем накатанную и ошибаемся. Она приводит в живописный тупик. Лесозаготовки и хаос из поваленных деревьев, коров, грязи, веток и прочего «железа». Назад неохота, так как грязь непролазная. Приходится L
9км (393.4км), 12.46. Тупик.
9.2км (393.6км), 13.15. Вышли на точку, с которой свернули на лесовозную дорогу. Прошли немного дальше по тропе и она превратилась в дорогу. Пристегнули рюкзаки и понеслись вниз.
13.39, 1389м. пос.Пхия. Нам направо на Загедан. За поселком есть небольшой пруд у дороги с зеленой лужайкой. Пообедали, отмокли и отдохнули.
Загедан пересекли непросто. На погранзаставе задержали и по полной программе проверяли пропуска и документы. Хлеба попробовали купить в пионерлагере в пос. Дамхурц. Больше время не тратили. Сбрасывали высоту быстро и весело. Ущелье р.Большой Лабы тоже узкое и красивое. Дорога идет рука об руку с бурной и чистой речкой.
42км (426.4км), 18.13, 1072м. На первом же мосту через Б.Лабу решили заночевать. Дальше начнутся села и люди. Дождь. Обнаружилась досадная оплошность, системная дата в одном из фотоаппаратов отставала на один день. Исправили.
28 июля (среда)
0км (426.4км), 8.30, 1076. Выехали пораньше. Неизвестно, как будем получать пропуска в Псебае в Главный Кавказский заповедник.
5.7км (432.1км), 8.56, 1011м. Рожкао.
13км (439.4км), 9.26. Красивый мост через Лабу. Ущелье сужается до каньона. С двух сторон отвесные стены. Фоткаемся.
24.5км (450.9км). пос.Азиатский. Казалось, ехать бы и ехать. Но у Кости начались проблемы со старой покрышкой. Она настолько дряхлая, что колесо прокалывается раз 5 подряд. Принимаем решение двигаться до Псебая двумя группами. Ради экономии времени.
29км (455.4км). Курджиново. Начало отличного асфальта.
29.2км (455.6км), 10.55, 899м. Повернули в Псемене налево на трассу.
49км (475.4км), 721м. р.Андрючка. Развилка. Налево - Псебай.
52.8км (479.2км), 12.33, 710м. Мост через Лабенок. Въезд в Псебай. Это самая низкая точка нашего путешествия (не считая подъезда в горы). Далее опять набор высоты.
В Псебае делаем закупки №3. Обедаем неслабо. Ищем руководство заповедника. Платим много за проезд через него. Один из нас, Денис, настолько устал кататься по горам, что не выдерживает и под предлогом "нет денег на заповедник" уезжает на море через Горячий Ключ. Мы даже обрадовались потере такого бойца. В белых носках ему пришлось бы там туго.
57км (483.4км), 16.13. Выезд из Псебая. Все бы ничего, но за въезд в заповедник не хватило разрешений, помимо МЧС, пограничников, администрации и лесников нужно разрешение милиции, которое с нас и потребовали на первом же посту. Измотанная тяжбами и проволочками группа взбунтовалась и, ответив на недвусмысленные предложения отказом, повернула назад. Отъехав с километр, все же понимаем, что пост стоит не в случайном месте, обойти его не представляется возможным. Платим мзду хозяевам положения и едем дальше.
75.9км (502.3км), 18.00, 842м. Бивак на очень красивой речке Малая Лаба.
29 июля (четверг)
0км (502.3км), 8.30, 846м. Выехали пораньше и правильно сделали. На кордоне Черноречье потеряли 1,5 часа. Господин начальник созванивался с погранотрядом в Черкесске и проверял нас поименно, хотя все документы и пропуска у нас были в порядке.
8км (510.3км), 10.37. Выезд с кордона Черноречье. Дорога очень плохая. Грязь влипает в тормоза, цементирует их и не дает катить велосипед. Часть дороги выложена бревнами.
15.1км (517.4км), 11.49. Кордон Третья Рота. На этом кордоне мы никому уже были не нужны. Нашли мальчика, он открыл нам ворота и пропустил без проблем дальше. Дорога здесь закончилась и началась тропа.
15.9км (518.2км), 12.00. Отвязали рюкзаки и пошли пешком. Ущелье Мал. Лабы живописно. Оно дикое.
Полно всяких редких птиц и животных. Буйная зелень, скальные прижимы, оборудованная для пешеходников тропа.
Славится теперь новым озером, которое образовалось вследствие схода селя.
Мощный каменный поток сошел с левого склона ущелья и образовал естественную плотину на реке. Получилось интересное водохранилище. От одного склона ущелья до противоположного. Все деревья в этом месте притоплены.
Чтобы обойти эту красотищу, понадобилось немало сил, так как старая хорошая тропа исчезла в озере, а новую еще не успели толком натоптать. Поэтому приходилось постоянно уходить от реки вверх по склону и опять вниз к реке.
На одном таком обходе, у меня слетел в воду высотомер. Скорость течения оказалась невероятной! Больше мы не видели своей высоты. Для отчета воспользовалась данными Леонида Исакова, который прошел по этим местам в 5 к.с. за год до нас.
16.2км (518.5км), 13.10. Перекус.
20.9км (523.2км), 15.00. Озеро Запрудное. Образовано в июне 2002г. сошедшим селем.
28.83км (531.13км), 18.50, 1098м. Кордон Умпырь. Перед кордоном пришлось обходить отвесные стены, забираясь высоко вверх, а потом резко теряя высоту. Этот маленький перевал в конце дня дался особенно тяжело. Хозяин кордона предложил покосить сена взамен на баньку, но энтузиастов не нашлось. Устали все. Стоянка на оборудованном биваке в сосновом бору в 100м от кордона.
30 июля (пятница)
0км (531.13км), 9.00. Выход. Привязали рюкзаки и поехали по сказочной тропе через высокий, дремучий лес. Спуститься бы по ней вниз! Что там полно малины, узнали, когда рассыпалось колесо Миши. 2 часа ремонта выбили группу из рабочего режима. Весь день оказался еще сложнее предыдущего.
9.5км (540.63км), 11.31. Развилка. Направо - пер. Аишха, налево - пер. Цахвоа (нужно перейти через мост р. М.Лабы). Далее до конца дня была отвратительная тропа по безлесному склону, которая гуляла то вверх, то вниз, впрочем, постоянно набирая высоту. Высокие "хвощи", колючие малинники, узкая и мокрая тропа под ногами, постоянные камни в траве. Жара. Далее тропа пошла по лесу, где приходилось преодолевать кучи поваленных деревьев. Поиск бивака растянулся на 2 часа. И только выйдя к слиянию двух рек (Чистой и М.Лабы) смогли переночевать на более-менее пологом местечке. Как оказалось утром, мы стояли напротив оборудованного бивака. Но сил форсировать опасное бревно уже не было.
11.3км (542.43км), 19.43. Стоянка на дровах.
31 июля (суббота)
0км (542.43км), 8.30, 1805м. Выход. Перешли на правый берег реки М. Лаба по длинному, узкому, мокрому и поэтому страшному бревну. Брод в этом месте был бы еще менее приятным.
Далее пошли по левому берегу р.Чистой. Начался резкий набор высоты. Тропа на моренах постоянно терялась. Почти сразу вышли в зону карликового леса. Опять трава по пояс. Много крапивы.
10км (552.43км), 13.10, 2403м. Перевал Аишха. Перевалов Аишха два или три. Называются они Аишха, Аишха-2, Аишха-3. На зная ориентиров, можно запросто проскочить поворот на Аишху и уйти дальше по ущелью р. Чистой на Аишху-2. В высокой тропе поворот неотчетлив. Надо внимательно смотреть на каменистый склон в сторону перевала. Последний взлет идет серпантином. Тропу видно от реки.
10.8км (553.23км) 14.30. Начинается дорога с резким сбросом высоты. Привязываем рюкзаки и технично спускаемся.
12км (554.43км), 1729м. Дорога превращается в приличный грунт.
18.4км (560.83км), 714м. Кордон Пслух.
28.8км (571.23км), 18.50. Горнолыжные подъемники Красной Поляны. Начало асфальта. Начинаем долго искать место для стоянки. Берег везде грязный. Плохие подходы к воде. Подозрительные люди вокруг.
43км (585.43км), 19.20. Самый некрасивый бивак за весь поход. Отмываемся и готовимся к выходу "В ЛЮДИ"
1 августа (воскресенье)
0км (585.43км), 9.00. Выезд.
23км (608.43км), 10.15, 2м. Адлер. Конец похода.
Лирические отступления.
Весь поход можно поделить на три части. Домбай, Архыз и пер.Аишха. За 14 дней прошли почти все ущелья рек Карачаево-Черкессии и ущелье Малой Лабы. Нитка маршрута оказалась логичной (мы ехали купаться на море), но трудной. Для подходов к перевалам использовались цивилизованные асфальтовые ущелья рек Теберды и Бол.Зеленчука. Спуски с перевалов, наоборот, проходили по «диким» и очень красивым долинам рек Аксаута и Бол.Лабы. На подходах к перевалу Аишха у всех возникал один и тот же вопрос «А зачем нам велосипеды?». Если и ехать через этот перевал, то надо брать его со стороны Красной Поляны. Так он будет полегче. Но труды воздались сторицей. Мы все-таки спустились к морю и увидели самое красивое ущелье Краснодарского Края. Перевал Пхия не столько интересен, сколько логичен в нитке маршрута.
Использование дневки для прогулки по горам в районе г.Софии оказалось приятным отдыхом от велосипеда. Увидели много и не напрягаясь. Будем и впредь совершать такие радиальные выходы к верховьям рек. Быть может с многодневной пешей закольцованной прогулкой.
Поход оказался по-настоящему спортивным. Средний дневной пробег – 45км в день. Это при условии, что он весь проходил в горной части Западного Кавказа.
Опыты, которые я получила.
Девять человек – слишком много для 4-5 к.с. Хотя группа по силам была очень ровная, никуда не делся «человеческий фактор». Большой разброс интересов участников требует более авторитарного руководителя, каким я не являюсь.
Пешки должно быть поменьше или дневок побольше. Общая усталость к концу маршрута не дала порадоваться красотам на полную катушку.
Проводить тщательный техосмотр велосипедов в процессе подготовки. И не брать в тяжелые походы велики, типа стальных Джайнтов, которые рассыпаются на кучу запчастей.
Поддерживать и лелеять основной костяк группы (включая двух девушек), как людей, с которыми весело и легко даже в тяжелых экстремальных условиях.
Переместить свои интересы и возможности на другие регионы Мира. Ориентируясь на «дешевый» по затратам, близкий по времени и безопасный по политической обстановке, Кавказ, я изучила почти каждый куст у дороги.
Поручать написание дневника тому, кто умеет писать легко и с чувством юмора, а составление отчета – педанту. Уж слишком вязкое это дело.
В походе должно быть побольше неизвестности, что придает особый дух авантюризма и прелести открытий для себя. Вывод – надо ехать по хорошим картам, но в редко посещаемые и незамыленные туристами регионы Земного шара.
Всем привет!