Восстановлен в 2008 году по газетным публикациям и воспоминаниям того времени
о детском походе Волгоградской области, совершенном с 29 апреля по 2 мая 1990 г.
по маршруту:
Волгоград - Степной - Вертячий
- р. Дон - Паньшино - р. Сакарка - Самофаловка -
Гумрак - Волгоград
С 29 апреля по 2 мая 1990 года секция семейного велотуризма велоклуба «Орион» провела свой первый многодневный семейный велопоход.
Группа включала три семьи - Парамоновых, Шестопаловых и Протопоповых - это: пятеро взрослых и четыре главных действующих лица: Все дети участвовали ранее в велопоходах выходного дня, начиная с 4-5 месяцев, а некоторые - с месячного возраста.
Слева направо:
Степан Шестопалов, 1 год 10 мес., Антон Протопопов, 11 мес., Александр Парамонов, 2 года 9 мес., Виктория Парамонова, 9 мес.
А почему одиннадцать колес? - может спросить читатель. Дело в том, один из велосипедов был трехколесным, специально сконструированным для перевозки маленького ребенка. Я сделал его еще год назад, сразу, когда родился Антон, я начал думать о том, как можно было бы безопасно и комфортно ездить с совсем маленьким ребенком. Идею прицепа я отверг сразу, по тем дорогам, по которым мы ездим, с прицепом вряд ли проедешь, да и не продавались они в России. Сидячую коляску на багажник я ставить тоже не хотел, в этом случае возникали бы проблемы с креплением груза, которого должно было быть более обычного. И родилась идея приделать к велосипеду сбоку люльку наподобие мотоциклетной. Ничего подобного ни в каталогах, ни в литературе я не нашел, пришлось изобретать "велосипед" самому. Главная проблема и отличие от мотоцикла заключались в том, что между люлькой и велосипедом должно было быть пространство, достаточное для вращения педалей, но при этом соединение этих двух частей должно быть достаточно жестким. Пришлось повозиться, но в итоге получился трехколесный велосипед уникальной конструкции, единственный в своем роде.
Трехколесный велосипед собственной конструкции
(кодовое название - "телега")
Багажник я сделал для этого велосипеда больше и мощнее обычного, поскольку груза при поездке с ребенком (а в перспективе и с двумя!) ожидалось значительно больше. Вначале, когда Антон был еще совсем маленький, на платформу между велосипедом и третьим колесом я поставил верх (т.е. коляску без колес) от обычной лежачей детской коляски со складывающимся тентом. На велосипеде такой модификации мы катались с Антоном по городу (чаще всего по набережной) еще летом 1989 года, вызывая нездоровое оживление у окружающих. А в октябре того же года, когда Антону только-только исполнилось 5 месяцев, мы выехали в ПВД с ночевкой в Волго-Ахтубинскую пойму, на облюбованное в то время клубом Орион место "Удобное". Это примерно 28 км, из них 5 км по очень неважной грунтовке с буераками, засохшей грязью в лесу, пересечением канав и прочими удовольствиями.
Октябрьский пробный выезд
Конструкция люльки оказалась довольно прочной, она свободно выдерживала и вес взрослого человека. На фото: я сижу в люльке, а Керим-бек меня возит.
Ходовые испытания телеги
К этому походу, поскольку Антон был уже "большой" - 11 месяцев, я вместо верха коляски поставил детское креслице-качалку.
Готовы к походу
Естественно, ребенок был пристегнут ремнем безопасности.
Мама провожала нас, сожалея, что сама не может поехать
Остальные дети ехали в детских колясках, укрепленных на задних багажниках велосипедов.
Сбор в 11 часов у поселка Аэропорт. Две семьи на месте, нет Парамоновых. Они появляются только через два часа. Видимо сборы оказались более долгими, чём предполагали родители. Пора готовить обед, что и делается тут же, у обочины дороги. Выезд в 15 часов по дороге в сторону с/х «Россошинский» Тихая почти без движения асфальтированная дорога позволяет ехать без напряжения.
К сожалению, очень плохое качество, но это - единственная фотография всей нашей
группы на марше
Дети ведут себя хорошо. Через 13 км это удовольствие кончается. Поворачиваем с асфальта на грунтовую дорогу ведущую к Дону. С трудом преодолеваем 4 км. на что уходит столько же времени, сколько на 13 км по асфальту. Ночуем в лесополосе у пос. Степной.
Весь день уходит на движение по грунтовой, испорченной дождями дороге.
Преодоление водно-грязевых преград
Одно из преимуществ телеги:
ее можно оставить, где угодно, не прислоняя, как обычный велосипед
Только к вечеру подъезжаем к хутору Вертячий. По песчаной дороге, к счастью, плотной после дождя, едем к Дону
Дорога к Дону
Разлив в этом году ранний, вода уже начала спадать, хотя уровень еще высокий, и Дон в русло не вошел. По грязи, оставшейся после сошедшей воды, пробираемся вдоль берега в поисках подходящего места.
Примерно через километр находим чудесную поляну на берегу Дона, с трех сторон окруженную лесом, где и ставим лагерь.
Большую часть дня проводим в лагере
Дети прекрасно освоились на поляне и играют на свежей зеленой травке, иногда взлетая в воздух.
У меня, как у единственного взрослого в нашей семье, нагрузка повышенная: то колготки надо поменять...
... то за готовкой следить... (и детское питание готовить)
... то тихий час организовать в нашей с Антоном палатке
В 16 часов отправляемся в сторону Паньшина, а оттуда по грунтовой дороге выезжаем на московскую трассу. Недалеко от трассы ночуем на р. Сакарка.
Возвращаемся в Волгоград по московской трассе. Несмотря на праздничный день, движение на дороге оживленное, погода портится, дует сильный встречный ветер с мелким дождиком. Этот день был не самым приятным, но закончился, как и весь поход благополучно: в 18 часов мы были уже у подъезда родного дома
Дома!
Поход показал, что вопреки распространенному убеждению, в велосипедные путешествия вполне можно отправляться всей семьей, включая маленьких, даже грудных детей. В дальнейших планах секции семейного велотуризма - организация дальних велопоходов с детьми (Крым, Кавказ) и зарубежных выездов.
Текст написан Протопоповым Павлом Алексадровичем на сайте, отчет доступен по ссылке