Окололитературное описание
впечатлений
о велопутешествии по маршруту:
Узуново – Зарайск – Луховицы – Фруктовая – Константиново - Пощупово – Рыбное – Рязань – Солотча – Спас-Клепики – Гусь-Хрустальный – Кр.Эхо – Судогда – Владимир
16 - 26 июля 2003 года
Идея этого путешествия зародилась ещё весной 2002 года. В Москве были закуплены атласы областей Подмосковья. Они долго листались в поисках самого интересного маршрута, подбирались места ночёвок, высчитывался километраж. Из Интернета перекачивались мегабайты отчетов и описаний. Но народ (потенциальные участники) рвался на Юг: через Кавказ и обязательно к Чёрному морю. Пришлось отложить на следующий год.
На этот раз вариантов быть не могло - только в Центр. В рекламных целях маршрут именовался "По Золотому кольцу", но из кольца в нём были только Владимир и Суздаль. Более точно его надо было назвать "По Мещёре и части Золотого кольца" (Мещёра - часть территории Рязанской, Московской и Владимирской областей, известная более всего по рассказам Паустовского). Но это уже мелочи.
Реклама сработала. Желание участвовать изъявили несколько семей из Волгограда и Волжского, 16 взрослых и детей. Возраст участников от 7 до 42 лет.
1 | Бочаров Владимир (командир) |
2 | Бочарова Наташа (казначей) |
3 | Шестопалов Владимир (завхоз) |
4 | Шестопалова Ирина |
5 | Шестопалов Стёпа |
6 | Шестопалов Лёша |
7 | Городович Валерий (видеооператор) |
8 | Карпенко Светлана |
9 | Городович Рома |
10 | Комаров Алексей (фотограф) |
11 | Комарова Татьяна (врач) |
12 | Комаров Никита |
13 | Комарова Даша |
14 | Протопопов Антон |
15 | Протопопов Костя |
16 | Сидоров Сергей |
Если вы никогда не садились с группой в 16 человеко-велосипедо-рюкзаков в вагон пассажирского поезда, поясняю. Проводники страсть как не любят такие компании. Им кажется, что эти гаврики сейчас начнут кататься по вагону, ставить палатки в купе и ещё творить какие-нибудь пакости. Поэтому, ссылаясь на железнодорожные правила от 1913 года, когда велосипеды были 3-ёх колёсными (переднее 2 м, а задние - маленькие, такие ещё можно увидеть в цирке), заставляют байки сдавать в багажный вагон. Тут мы можем только позавидовать водникам. Им, со своими 50-ти кг байдарками, по этим же правилам, путь в вагоны открыт.
В этот раз по "конспиративным" соображениям каждая семья покупала билеты на поезд самостоятельно. Поэтому посадка в разные вагоны небольшими группами состоялась без особых препирательств со стороны проводников. А дорога прошла в обмене делегаций между вагонами с совместным уничтожением недельных запасов домашнего продовольствия.
Высадка на станции, где происходит смена электровозов, по силам даже коренным жителям Эстонии. Наш поезд ещё не отправился дальше на Москву, а некоторые быстрые волгоградские парни уже раскатывали по перрону. Тут же на станции выяснилось об наличии альтернативного пути до г. Рыбное - электричкой, минуя Зарайск, Луховицы, Константиново. Но, во-первых, мы никуда не торопимся. Во-вторых, "мы же отдыхаем" (© Владимир Шестопалов).
Начало похода было положено экскурсией по местным магазинам, закупкой продуктов на предстоящий день и краткой лекцией о происхождении названия этого села и событиях времён татаро-монгольского нашествия.
Примечания:
В отличии от любого горного похода - в Средней полосе трудно найти ненаселёнку. Через 5, максимум 8 км, встречается какая-нибудь деревня с магазином, а то и с двумя. Поэтому здесь нет необходимости затариваться продуктами на весь поход. В таких условиях ненаселёнкой стали называть посёлки с магазинами, закрытыми навсегда на большие амбарные замки.
Сделав выборку из накачанных описаний командир старался рассказывать другим о проезжаемых местах. Чтобы путешествие не превратилось в гонку.
Основным средством ориентирования был атлас Рязанской области (2 км), который прихватывал части Московской и Владимирской областей. А когда его не хватало - использовался атлас Московского региона. Сравнительный анализ этих и других источников разных издательств позволяет определить назначение такой продукции – запутать диверсантов "оттуда", если они будут пользоваться "нашими" картами. Нарисованы дороги, которых нет, проложены не так или идут не туда.
В таких условиях трудно не заблудится. Что и было успешно осуществлено в первый же день. По вполне приличной дороге отряд неожиданно вышел к развилке Накаплово-Тютьково. Пытаясь спасти положение, командир направил всех через поля, а после Крытово, забурил в такой лес! На ум лезли мысли о Сусанине и каких-то французах... Но они всё шли и шли через чащу вперёд, оставляя за собой Бродвей, поваленные деревья и трупы комаров. А кто-то ещё скептично смотрит на топтаное-перетоптаное Подмосковье! Теперь-то топтаное...
Выехав на асфальт Серебряные пруды-Зарайск около Алферьево, стали изучать возможные места ночёвок на речке с чудным названием Осётр. Проезжая мимо Михалево и стараясь не привлекать к себе лишнего внимания, нашли хорошую поляну рядом с притоком этого Осетра. А ручеёк-то оказался холодным. Термометр в часах командира показал 9,1 градуса! Ну чем не горы? Водные процедуры с криками, вкуснейший ужин и отбой с удивительно поздним наступлением темноты в 22 часа были окончанием первого дня похода.
Утро второго дня было омрачено падением командира на микроскопическом мостике через высохшую речку... Упал очень удачно - спиной и левой ногой. Ходит тяжело, но педали крутить может, а ещё охранять велосипеды на остановках ;).
И снова на асфальт и вперёд. По пути среди полей и лесов заинтересовал один столб линии электропередач, стоящий в стороне от дороги по углом 45 градусов. Однако, ну и ветра здесь бывают... Поворот на Мендюкино остаётся слева, вдали уже виден
Зарайский кремль один из самых старых сохранившихся на Руси. Первым делом заехали в него. Построенный в 1531 году, кремль и сейчас находится в очень приличном состоянии. Даёт хорошее представление об устройстве русских укреплений в те времена. Об интенсивной торговле Москвы с южными территориями говорят встречающиеся здесь осколки керамической посуды, точно такие же, как и в Крыму, в пещерном городе Чуфут-Кале. Эх, ещё бы пострелять в какие-нибудь орды с кремлёвской стены...
Зарулили на рынок, рядом с Торговыми рядами (типа Гостиного двора в Питере). Получив дозу мороженного, чипсов, сухариков и напитков, а также закупив продуктов на предстоящий день, поехали дальше. На выезде из городка, по наводке местных жителей, посетили святой источник. Некоторые горячие головы даже совершили омовение. Ещё несколько км пути, у речки с чудесным названием Осётрик - перекус. Огурцы, колбаса и свежий хлеб - это вам не в горах. Дорога побежала веселей. Самое яркое впечатление по пути - перекрёсток с трассой на Москву, прямо как Невская и Рокоссовского у "Белого аиста" в Волгограде (по интенсивности движения).
Городок не такой исторический, однако стоит упомянуть поговорку, любимую в Рязани - На земле есть 3 столицы: Рязань, Москва и Луховицы. (Здесь Луховицы упоминаются для того, чтобы окончательно принизить Москву). Но какие тут огурцы! Климат и/или почвы здесь благоприятные, так что растёт их здесь немеренно, как персиков на юге. И почти также, по обеим сторонам дороги жители выставляют образцы со своих огородов...
Стоянка заранее намечалась за городом на лесных озёрах. При рассмотрении местности озёра действительно нашлись, но кругом полно народу и машин. Стоянок много, но и мусора тоже хватает. Отряд стал углубляться в сосны, соседей становилось всё меньше. На перемычке между 2-ым и 3-им озёрами нашлось местечко, чуть более чистое, чем другие. Если будете в этих местах - рекомендую проехать ещё дальше, должно быть получше. Кровососущие от удовольствия потирают хоботки и лапки, пользуются новым завозом (заездом). Палатки, костёр, купание, ужин - всё как обычно. Погода чУдная! На закате солнца великолепный вид на лесное озеро. Чем-то напоминает кадр из фильма "А зори здесь тихие".
Тихое утро третьего дня похода. Поднимающееся из-за леса солнце освещало ровную водную гладь. Компании, разбросанные по берегу в разных местах, нагулялись за ночь и мирно почивали. Кроме автомобилистов тут были ещё и байкеры на чопперах (больших шоссейных мотоциклах).
И здесь, и далее нас приятно удивило отношение местного (и не только) населения к приезжим, т.е. нам. Никаких даже намёков на стычки или разборки. А может нам повезло...
Едем от Луховиц по направлению к посёлку Красная пойма. Как тут не вспомнить магазин между Краснослободском и Средней Ахтубой - "Золотая пойма". Асфальт выходит из леса, теперь нам направо, в сторону Рязанской области. Мост через речку Вобля. Народ теряется в предположениях о значении такого названия... Машин мало, да и то легковые. Едем дружно, почти одной группой. Начинается череда посёлков, плавно переходящих друг в друга. Просто сплошной ряд домов по обе стороны дороги и указатели: Горетово, Выкопанка, Псотино, Ивняги... Ока где-то слева, вдалеке.
Останавливаемся у бестолкового указателя на развилке Белоомут-Фруктовая. Дорожники до того замудрили со стрелками, что без бутылки не разберёшь. Есстессенно, мы поехали не туда. Осознав свою ошибку за несколько км до Белоомута, возвращаемся к указателю. Фруктовая, а затем и через несколько км Алпатьево приближают нас к границе Московской и Рязанской областей.
Возле Ганькино устраиваемся в тенёчке на перекус. Хорошо что успели сесть, если бы стояли, точно упали бы - прямо мимо нас по асфальту проезжает лыжник! Лыжи у него были роликовые, но палки настоящие. Гонит так себе нормально, как будто на дворе не конец июля, а января.
Граница областей всё ближе. Это чувствуется по ухудшению и полному окончанию асфальтовых дорог.
Дачная грунтовочка выходит на высокий берег Оки. Побросав велосипеды (не с обрыва, просто на траву), туристы рассматривают отрывшиеся дали. Слышно только:
- Да-а, панораму какую отгрохали...
Рязаньщина встречает живописными берёзками. Проезжаем мимо Вакино, Федякино, вот наконец и Константиново. Глухая рязанская деревенька, в которой родился Сергей Есенин, превратилась в место паломничества туристов, наших и не только.
Чтобы было за что брать деньги, работают 4 музея! Не мудрено запутаться. Приняв за музей Есенина дом Анны Снегиной (Кашиной), останавливаемся у него. Допустив ещё одну ошибку - не обозначив контрольного времени выступления - хромой командир распустил отряд на осмотр музеев, а сам ограничился видом на заокские дали со смотровой площадки. Кроме как "на сколько хватает глаз" и не скажешь. Даже больше - глаз не хватает. Вот она - Мещёра: бесконечные леса с озёрами, болотами и одной заповедной рекой, наверно от древности, называющейся Пра.
..Самыми завзятыми музейные посетителями оказались Шестопаловы, они посмотрели все 4 музея. Это пришлось учитывать в дальнейшем, ограничивая время на осмотр.
Вечер приближался, а места стоянки нет. Не поддавшись на уговоры музейных работников поставить палатки прямо у них на территории, спускаемся у с. Кузьминское к Оке в поисках укромного местечка. Вот кажется то, что надо. Только на берегу 2 мужика и баба, по виду рыбаки. Но ихней пьянке мы не помеха.
Наш ужин был отмечен деликатесом - варёными/жаренными мидиями. Благо их здесь как камней на берегу Чёрного моря. А потом наступила ночь...
Компания рыбаков-водочников, исчерпав запасы горячительного, двинулась мимо нас в село. Один из мужиков, заподозрив другого в каких-то претензиях к своей жене (его сестре), стал громко разбираться. Закончив словарный запас и рукоприкладство, перешёл в перегрызанию горла. Жена и шурин уверяют его в отсутствии причин для ревности. Наконец все помирились, шурин и жена прошли через лагерь по тропинке в село (под градусом и в кромешной темноте не зацепив и не повалив ни одной палатки!). А Сам, покуролесив по кустам, улёгся на берегу. Некоторое время от него ещё слышны какие-то нечленораздельные звуки, типа: -"А-а-э-э-э...", но ходить он уже не в состоянии.
Утро. На Оку невозможно смотреть. То есть смотреть можно, но ничего не видно - туман. Последний раз автор наблюдал такой густой туман на Майкопском перевале на Кавказе в 2002 году. Просто молоко. Солнце живописно подсвечивает его с обратной стороны. Неземная красота и тишина. Только слышен мерный храп ночного возмутителя спокойствия, завернувшегося в целлофан на берегу.
Ока конечно красивая, но дорога зовёт. Поднимаемся по почти горному серпантину от паромной переправы до села. Едем через Аксёново, Иванчино, Данилово.
Следующий остановочный пункт – село Пощупово. По незнанию делаем ударение на "у", местные поправляют – на первое "о". Село известно своим монастырём, куда заруливают все экскурсии в Константиново и группы автопаломников по святым местам. Колокольню видно за много км. Сложенная из старинного красного кирпича, издалека она выглядит почти чёрной. Останавливаемся почти у входа в монастырь.
Порядки внутри суровые: снимать нельзя, женщины обязательно с покрытыми головами и в юбках (прокат юбок тут же). Рядом бабули с нехитрым съестным товаром - ягоды, солёные огурцы, варёная картошка. Какая-то женщина спрашивает у приехавших:
- Вы не из Минского автобуса?
- Нет, мы из Тюмени.
Учитывая опыт затянувшихся предыдущих осмотров, назначается время отправления. 1,5 часа хватило на всё, даже на разграбление местных киосков с мороженным.
Теперь наша цель - Рыбное. Есть два пути: первый - короткий по трассе, соответственно второй - окольным дорогами. Следуя совету из фильма "Айболит-66": нормальные герои всегда идут в обход, едем через Костино, Пудково по остаткам асфальта и просто грунтовкам. Начинаются проблемы с ориентацией. Вместо Аблово почти заезжаем в Бортное. Приходится скрипя сердцем выруливать на трассу Кузьминское-Рыбное. Но что это?! Берёзовая роща, как на картине! Нет, дальше ехать нельзя, здесь надо хотя бы посидеть, а заодно и перекусить. И такая прелесть всего в 50 м у поворота с трассы на Марково. А ведь мужики-то (автолюбители) не знают, проносятся мимо.
Вот мы и на трассе. Кроме встречных и попутных машин стали попадаться поперечные самолёты, в основном бомбардировщики. Идут на небольшой высоте, с выпущенными шасси. Разные вопросы крутятся в голове, даже об чрезвычайном положении. Мы ж не знаем, что в мире творится! Оказывается всё намного проще. Под Рязанью находится военный авиаремонтный завод. А каждый отремонтированный самолёт должен совершить пробный полёт по 3 круга. Вот они и крутятся по очереди весь день.
Проезжаем город Рыбное. Надо определятся с местом для стоянки. Вариант на карте есть, а как его найти на местности? Тут из боковой улочки совершенно случайно выезжает велосипедист на "Туристе". После некоторой борьбы мыслей в голове у командира (спросить/неспросить), звучит удивительный по наглости вопрос:
- А не подскажете ли, любезнейший, где тут у Вас можно искупаться и поужинать, а заодно и переночевать?
Удивительные люди на Рязанщине! Не падают с велосипеда от такого вопроса, а даже готовы бросить все свои домашние дела и ехать 15 км для указания места! Знакомимся, Сергей - местный велотурист. Раньше был водником, уже объездил с компанией все окрестности. Через несколько дней едет в очередной семейный поход в Дивеевский монастырь. Проводил нас до самого места стоянки на речке Вожа, спасибо! А ведь он видел нас раньше на стоянке у озера под Луховицами! Вот как бывает.
Место - стон! Только мы располагаемся на стоянку, новый подарок судьбы! Любитель подводной охоты вылазит на нас прямо из речки, да ещё и со связкой рыбы. По обоюдному согласию совершается сделка купли-продажи части улова. Вкуснейшая уха, прихлёбывание чая с видом на окраины Рязани вдалеке - всё это было.
Про погоду. Ну что можно сказать? Повезло! Почти все дни похода светило солнце, дул лёгкий ветерок, который в густом лесу даже не ощущался. Даже наоборот! Для разгона комаров и оводов мы сами старались находить продуваемые места стоянок.
Луговые дорожки по Окской пойме до города были не совсем прямыми, но видимость конечной цели была 100%. Это вам не лес! Центр Рязанской губернии за последние годы сильно изменился. Построена автострада, соединяющая удалённую часть города (бывшее село Канищево) с центром. К стати, в Канищеве находится больничный комплекс - точная копия Волгоградского, на "Семи ветрах", типовой проект.
На правах старожила (4 года после института) командир ведёт отряд по центру города на велоэкскурсию. Самый главная достопримечательность - Кремль. Лепота! Если бы не закрытость города в советские времена по причине большого количества военных электронных институтов и производств, быть бы Рязани в Золотом кольце. Всё что сохранилось с послетатарских времён находится в хорошем состоянии или реставрируется.
На самом деле Рязань - это Переяславль-Рязанский, основанный в 1301 г. Настоящая Рязань с 1095 г. находилась в 50 км ниже по течению Оки, но не покорившись Мамаю, была полностью сожжена. И с 1778 г. Переяславль-Рязанский называется Рязанью. Интересная деталь: волна переименования улиц, вернее, возврата старых названий, не миновала и Рязань. Но здесь на табличках рядом со старыми оставили и новые названия.
После свободного времени по городу вечером снова собираемся вместе у автовокзала Приокский. Нам надо ещё ехать до стоянки. Через несколько км по трассе - мост через Оку. Все останавливаются и молча смотрят на панораму. Вроде бы ничего особенного, большая река плавно течёт по лугам в окружении деревьев, но до чего же красиво!
Вздохнув, снова садимся на байки. До Старицы (старого русла Оки) ещё далеко. Проезжая через Поляны и не найдя грунтовку на Агро-Пустынь, опять выруливаем на трассу. Потом дачи, какая-то мусорка. Для разнообразия выбираемся на песчаную дорогу среди соснового леса, по которой доходим до окраины детского лагеря. За двойным (!) забором слышен шум и крики. Наверно здесь очень злые дети, раз их отгораживают с такой предосторожностью.
Опять лагеря, турбазы, дачи и, Старица. Это типа длинного и узкого озера с прозрачной водой. На берегу, через каждые 50 метров машина. В этот день единственный раз за весь поход стали на стоянку очень поздно, около 20 часов. Но светло ещё до 22-ух. Успели и искупаться, и поужинать.
Вдалеке опять видна чёрная колокольня Пощуповского монастыря. У участников закрадывается мысль про командира, который специально водит всех вокруг да около, наматывая километраж. Соседства с автомобилистами велотуристы опасались напрасно: к ночи все машины разъехались. Тишина, природа, костёр...
На заре какой-то местный житель вздумал накосить сена рядом с нашими палатками. Побудка проходила под мерные вжиканья косы по сочной траве. Обратный путь до асфальта по песчаной дороге среди сосен показался намного короче чем вчера.
В центре посёлка бывший мужской, а ныне женский Покровский монастырь. Магазины. Народ разбредается кто куда. Дети, едва успев поставить велосипеды, разложили на ступеньках магазина карты. Но не географические. Командир шуганул их:
- Идите-ка вы... на экскурсию.
А в монастыре одна монахиня, глядя на фотографирующихся велотуристов, сделала им замечание:
- Чем щёлкаться, лучше бы сено помогли накосить.
Сено косить не стали, а осмотрев достопримечательности и затарившись продуктами в магазинах, двинулись дальше.
Заборье. Асфальтовая дорога, а по бокам корабельные сосны. Запах соответствующий. Машин попадается мало, ещё меньше посёлков. Время движется к обеду, а надо уже планировать место на ночёвку. Успеем ли к вечеру добраться до какого-нибудь озера или речки? Теоретически да, а если кто сломается? Здесь с водоёмами не густо. Становиться на сухую ночёвку не хочется. Принимается решение на поворот с трассы в сторону ближайшего озера.
Чуть вправо от дороги, за посёлком с чУдным названием Ласково есть одноимённое лесное озеро. Красотища неописуемая! Часть берега уже занята отдыхающими машинами. Прямо среди сосен, у берега нашлась свободная стоянка. Объявляется полуднёвка, радости детей нет предела. Стихийно организуются 2 детские команды по водному поло, разгорается нешуточная борьба. Тут проявился коварный характер одного из ребят - Костика Протопопова. Обидевшись в очередной раз на что- или кого-нибудь, он выходит из игры. Остальные без него играть не хотят и начинаются уговоры вернуться. Соглашаются на любые условия, предлагают любые уступки. Костик возвращается. Всё продолжается по старому, Костик снова уходит... Взрослые загорают, купаются и наблюдают на это дело со стороны. Опять ужин с видом на закат на берегу лесного озера... Хорошо-то как!
Утром ещё лучше. Едем среди леса по отличной асфальтовой дороге, которая плавно петляет без горок или ложбин. Перед Криушей на трассе останавливаемся у торгующих ягодами. Чернику продают исключительно 3-х литровыми банками. Покупаем одну на всех. Вкуснятина, хорошо иметь домик в деревне!
Криуша
Знаменита своим ж.д.вокзалом. Узкоколейка Рязань-Владимир, которая строилась в 19 веке дольше чем Транссибирская магистраль (крестьяне-извозчики видели в паровозе своего конкурента и по ночам сжигали только что построенные деревянные мосты и шпалы), всё-таки проработала почти 100 лет. Об её скоростных характеристиках говорит такая история. Однажды, проводник (или машинист), увидев идущую в город бабулю, говорит ей с поезда:
- Мамаша, садись - подвезу!
- Что ты, милок, я спешу...
А ещё такая подробность: на остановках пассажиры выходили из вагонов и сами заготавливали дрова для паровоза. Такое вот самообслуживание.
Пытаемся разыскать вокзал самостоятельно. Не получается. Местные тоже не сразу понимают, что нам нужно. Наконец-то подъезжаем к бревенчатому домику с табличкой:
КРИУША Горьковская ж.д. |
И, ещё одна табличка, не менее ценная для коллекционера:
Берегись поезда! |
А поезда-то и нет. Как и самой железной дороги. Рельсы и даже шпалы растащили и распродали лет 10 назад. Осталась только просека в лесу. А в "вокзале" сейчас живут две семьи, одна даже отгородила себе участочек. В дореволюционной рекламной статье, посвящённой открытию дороги, журналист расписывал про вокзальные буфеты на каждой станции. Господи! Да где ж тут буфет то помещался!?
В очередной деревне боковое зрение замечает какую-то аномалию: среди играющих деревенских детей возле типичной бревенчатой русской избы - девочка-негритянка. Оказывается и проникновение негров по планете особенно заметно вдалеке.
Широкий автомобильный мост через речку Пра. Справа хорошо просматриваются останки того самого деревянного ж.д.моста, который постоянно сжигали местные крестьяне. Дорога плавно подходит к очередному районному центру Рязанской области
Когда-то в этих лесах орудовала банда братьев Клепиковых, грабила проходящие обозы. Братья умерли, а в Клепиках была построена церковь Спаса. Имеется две версии о источнике её финансирования:
1. Деньги завещали братья Клепиковы для спасения своих душ.
2. Деньги собрали местные жители на радостях от избавления от братьев-разбойников.
Церковь велотуристов интересует мало, все ограничиваются налётом на магазины. Опять сносятся с прилавков чипсы, мороженное, Пепси-колы. Завхоз и казначей закупают продукты на ужин и завтрак.
Через несколько км асфальта подъезжаем к огромному озеру Белое. Это одно из группы озёр, вдоль которых предстоит ехать несколько дней. Присматриваем стоянку. Намеченное заранее место по карте за Ерохино в действительности оказывается сильно заболоченным. Возвращаемся к полузапущенной деревеньке. Останавливаемся рядом с местной купальней, выясняем обстановку. Коренных жителей здесь почти не осталось, всё лето живут москвичи. И тучи комаров. Но мы то не знали, что их может быть ещё больше...
Следующим утром со стоянки трогаемся довольно быстро. Кроме комаров разлёживаться не дают ещё и хищные оводы. По наблюдениям одного из участников похода - Валеры Городовича: они прямо куски мяса откусывают. Проезжаем Тимохино, Лунево, Быково, Ненорово. Во время налёта на очередной магазинчик добродушное местное население рекомендует посетить по пути озеро Белое.
- А мы уже ночевали на этом озере.
- Да нет, это не то Белое.
Оказывается, впереди ещё одно. И вот по тихой асфальтовой дороге после села Прудки показывается Белое с одноимённым озером. Есть мнение устроить здесь на берегу перекус и перекуп. Но что это!? Какое-то уникальное явление среди соснового леса: метров 500 в диаметре и с максимальной глубиной 54 м, говорят, даже с выходом радона. Чистейшая голубая вода с такой прозрачностью, что на несколько метров видны белое песчаное дно и рыбы. Дети с криком достают удочки и пытаются ловить. Взрослые понимают - уехать отсюда сегодня нельзя. Где же стать? Часть берега занята самим селом, часть машинами. Но находится участок среди сосен, куда можно попасть только пешком или на велосипедах. Полдня ничего-не-деланья, не считая купания, загорания, ужина и продолжения турнира по водному поло. Рядом располагается команда спелеологов из Москвы. Здесь у них место для тренировок по подводному делу для преодоления затопленных пещер. Народ просит и следующий день оставаться здесь, уж больно тут хорошо. Командир что-то уклончиво говорит про "Утро вечера мудренее"...
Ночь прошла несколько шумно и ярко. Автомобилисты врубали на полную громкость музыку, светили фонарями и подрывали петарды. Но к велотуристам опять никто не приставал. Некоторые из них даже проспали всю ночь "без задних ног".
Утром продолжаем наш путь на север. Последняя рязанская деревня с загадочным названием Посерда, здесь заканчивается асфальт. Просматривается лишь тракторная колея в сторону Владимирской области. Первые несколько сот метров идём пешком через раскисшее поле (или высохшее болото), но в лесу дорога становиться лучше. Даже можно ехать. Иногда попадаются лужи, приходится их обходить. Кто-то вырывается вперёд, в середине едет мама Света Карпенко со своим сыном Ромой, далее ещё один мальчик - Серёжа Сидоров. На пути очередная лужа, обход по краю. Вдруг Рома, как бы уколовшись, говорит: "Ай!", и поворачивается рассмотреть, обо что же он укололся. Далее следуют ещё несколько:"Ай, ай, ай!" с сокращением пауз между ними. Дикие пчёлы! Серёжа, видя такую ситуацию, кидается напрямую через лужу с не менее громкими криками: "Ай-ай-ай!" А Рома, окружённый роем, бросив велосипед и молниеносно запрыгнув на маму, оглашает окрестности душераздирающим криком (который был услышан за несколько км авангардом и воспринят, как сигнал о нападении волков). Только когда выбрались из леса к первой Владимирской деревне, успокоились. Решили, что это были злые пограничные пчёлы.
Москвичи заполонили всё. Первая же машина, встреченная нами в Старково - глухом углу Владимирской области, была с московскими номерами.
Проезжаем Овинцы, Аристово. Чуть отклонившись от основной дороги, выезжаем в Демидово на площадь с двумя магазинами. Орда велотуристов, разграбив одну торговую точку, набросилась на другую. В это время тучная продавщица из опустевшего магазина выглядывает из дверей и скептично спрашивает у юной участницы похода Наташи Бочаровой:
- И Вам это нравится?
- Нет, но заставляют...
Ещё несколько км пути. После Ильичёво, проезжая через очередной лесок, попадаем на земляничную поляну. Запах такой сильный, что валит с колёс. Велосипеды в сторону, все на сбор ягод. Вкусно!
Выезжаем к речке Бужа. Фантастический цвет воды от обилия торфяников, по определению детей - "Пепси-Кола". Становимся на открытом для всех ветров берегу (опять комары), с видом на полуразрушенный деревянный мост. Едва успели поставить палатки - разразился ливень. Тут двух братьев Протопоповых, Антона и Костика, подвела их скорость ставить палатку и раскладывать спальники, а точнее неправильный выбор места. Вода льёт как из ведра, в землю абсолютно не впитывается, вся заливается под палатку. Вот спальники и подмокли. Хорошо, что ливень кратковременный. Остаток дня для них посвящается, кроме традиционных занятий, ещё и просушке. А мы после Бужи можем гордо сказать:
- Купаться в шампанском не приходилось, но вот в "Пепси-Коле" плавали, знаем.
Готовить еду на этой жидкости не хотелось, пришлось ходить к ближайшему роднику у Тихоново. Так вот где оно - комариное царство! Кровопийцы облепляют плотным слоем! Набирать воду лучше в скафандре, иначе высосут всю кровь.
Немного раскисшей грунтовки и мы опять на асфальте. Эх, хорошо в центральной России!
Средняя скорость движения около 18 км/час (по самому младшему участнику). Те, кто вырывается вперёд, на очередной развилке поджидают остальных. Дорога спокойная, ровная, с небольшими поворотами. Лес сплошной стеной справа и слева, типа зелёного забора. Где-то рядом за деревьями должны быть болота, но нам с дороги их не видно. Машин ну очень мало. Вот и выехали из Мещёрского национального парка.
Приближаемся к центру стекольной промышленности – городку Гусь-Хрустальный. Первая часть названия от речки, вторая – от производств. Самая главная достопримечательность - музей стекла. Находится в бывшем Георгиевском соборе. Очень красивое здание, но в советские времена его сильно подпортили, снесли купола и колокольню. В музее выставлены удивительные работы местных мастеров. Понятно, что это из стекла, но как такое чудо можно сделать!? Например, фигуры слоями разного цвета. Или такие тонкостенные, что можно сравнить только с мыльными пузырями. А уж всякого хрусталя...
За музеем - стекольный магазин, опять растраты. Дальше - в центр. В небольшом скверике подкрепляемся свежекупленными продуктами. Довольно много велосипедистов, на всех видах вело. Едут по своим делам, на нас внимания не обращают.
Выдвигаемся из города. На крайней остановке пытаемся узнать у местного населения короткую дорогу на Анопино (по атласу - асфальт). Нас пытаются завернуть на трассу и в круговую. Останавливаем шофёра. Оказывается, короткая дорога есть, но она сильно замаскирована. Мимо домов идёт отличная, но очень узкая асфальтовая дорожка в лес. Зачем её проложили - непонятно. Неужели для прогулок среди сосен? Примерно в середине пути - железная дорога без какого-либо переезда. Приходится переносить велосипеды и рюкзаки. А дальше опять отличная дорожка. Загадка.
Мы движемся к пруду рядом с лесом, которые были замечены на карте ещё дома. Как потенциальное место стоянки. Всё в наличии. Вот только берег у леса сильно заболочен. Стать можно лишь на противоположном берегу, рядом с местным пляжем. Людей много, играют в волейбол, загорают, купаются. Вдалеке наблюдается что-то очень смахивающее на 4-ый блок Чернобыльской АЭС. Интересуемся у местного пастуха:
- Это что?
- А это наш завод Анопинский.
- А что выпускает?
- Бутылки.
Альтернативы нет, становимся здесь. И что же? За весь вечер только один мотоциклист подъехал вдалеке, посмотрел и уехал. Вода в пруду непитьевая. Мало того, что бурая (опять из-за торфа), да ещё плавает взвесь из мелких водорослей. Воду для готовки набирали из колонки в Анопино.
По рекомендации бывалого туриста Володи Шестопалова палатки поставили на полынной лужайке. Якобы здесь комаров меньше. Нет, наверно, столько же, но мы к ним стали привыкать, почти не замечаем.
Утро прошло как обычно, не считая уже ежедневных шуток над Антоном и Костиком. Дело в том, что они вылазили каждое утро из палатки уже полностью собранными, даже в кепках и тёмных очках. Оставалось только сложить саму палатку, рюкзаки - на багажники и в путь. Кроме того, едва успев поесть, они, особенно Костик, моментально мыли и убирали в рюкзак свою посуду. А в это время вдруг начиналась раздача добавки... Вот мы и "грозили" им однажды уехать, пока они ещё спят в палатке. А вообще-то молодцы. Самостоятельные ребята. Костик вообще кадр. Он любой ценой должен ехать первым, а если вторым, то только за командиром.
От стоянки до трассы необычная обочина дороги, вся усыпана осколками битого стекла. Есть подозрение, что это сыпется из грузовиков, доставляющих битое стекло на заводы для переработки.
Несколько км по трассе и опять в сторону. Наша тактика движения такая: как можно меньше ехать по главным дорогам. Посёлок с пролетарским названием Красное Эхо. Возле очередного магазина обсуждаем с местным населением громко работающий завод. Очередное стекольное производство (да сколько же их здесь?!) работает над заказом для Испании и Франции. Так что, купив французское вино, обратите внимание на бутылку. Уж не в Красном Эхе она изготовлена?
Дорога по направлению к Судогде выделяется своими горками. Леса мало, да и то вдалеке. Солнце жарит на полную катушку. Останавливаясь отдыхать, прячемся в тень. Присматриваемся к очередному месту стоянки. Справа от дороги где-то в деревьях должна быть речка Судогда. Наконец, замечаем едва просматривающуюся дорогу, буквально еле примятая трава. Наверно, это к речке. Едем. Ещё едем. Всё едем. Приехали. Дорога кончилась, а речки нет. Только поляна с берёзами среди лесной чащи. Но надежды нас не обманули. Речка, чистая и быстрая, нашлась по тропинке. Тишина. Только журчит вода, гудят комары и оводы. Малины -
навалом! К концу дня собираются тучи, где-то гремит гром. Все гадают когда пойдёт дождь?
Утром встаём под моросящим дождём. Но так как до Владимира нам остаётся один день пути, собираемся и едем. По дороге немного теряется семья Шестопаловых, в Судогде сворачивает не туда (на них даже нападает какая-то собака), но на трассе опять все вместе.
Просто летим к Владимиру. Даже некогда остановиться, набрать воды. Командир рассказывает всем про купола соборов, которые вот-вот должны показаться из-за леса. Дорога превращается в многополосный Бродвей, потом фантастическая развязка с поперечной трассой. И это при интенсивности движения 1 машина и 2 велосипеда в час.
На высоком берегу Клязьмы возвышаются соборы и церкви с золотыми куполами, которые прямо горят на солнце. Осмотр старины оставляем на завтра, сейчас нужно заехать на явочную квартиру на улице Балакирева. Чтобы на неё попасть, нужно проехать через весь город. Все встречные, у кого мы спрашивали адрес, начинали объяснение пути с фразы:
- У-у, это вам далеко ехать...
Это они нам то говорят, проехавшим 450 км?
Едва выехали на центральную улицу - объезд. Регулировщик заворачивает все машины в боковую улицу. Думали проскочим, ан нет. И нас туда же. На очередном перекрёстке рабочие раскопали асфальт, опять нет проезда. Останавливаемся уточнить дорогу. Стихийно образуется консилиум из дорожников с участием прохожих по вариантам нового объезда. Поступают разные предложения. В конце концов, с тротуара отгоняют трактор, и благодарные велотуристы едут вперёд. Вот эта улица, вот этот дом. После короткой встречи с родственниками едем на дачу, предоставленную для временного проживания. Это недалеко, за объездной дорогой.
Когда-то, во времена очень хороших отношений с Китаем, из Москвы до Пекина начали строить автотрассу. Но не успели, отношения испортились, а построенная часть дороги осталась. Она до сих пор называется местными Пекинка. Переход через неё - ещё одно яркое впечатление от Владимира. По две полосы в каждую сторону несётся поток машин с минимальной дистанцией между ними. Приходится долго стоять, ожидая промежуток побольше, и быстро перебегать.
Дача - бревенчатая, в 2 этажа. Распределяемся по домику и участку, кто вверху, кто внизу, кто в палатках. Потом все купаться: недалеко есть пруд на речке Содышка, с великолепной лужайкой на берегу. Как будто кто специально посеял мелкую траву. Велотуристы озадачили местное население, расставив здесь на просушку палатки. Опять вкуснейший ужин, приготовленный на костре и обсуждение планов на завтра.
Раннее утро на даче. В этот день отрываются от нашего дружного коллектива братья Протопоповы. Вместе с ними в столицу едут ещё несколько человек, типа - развеяться. Так как обо всём уже договорено накануне, оставшиеся спят без задних ног. Вдруг, в тишине крики около дачи: "Вилы, вилы давайте!" На улице такая картина: бабуля, довольно крупных форм, тащит велосипед по дороге, а наши пытаются его отобрать. Чем больше пытаются - тем громче она кричит. Наша тяга к конспирации сыграла с нами злую шутку. Мы так незаметно для соседей заселились со своими велосипедами на дачу, что рано утром, когда Костик стал выкатывать свой байк со двора, бабуля его приняла за вора. Разобрались, опять тишина. Только дежурные уже затеялись с готовкой завтрака на костре.
Пока часть нашего коллектива расхаживала по Москве, мы занялись осмотром Владимира и окрестностей. Велосипед для этих целей подходит идеально. У Золотых Ворот такая цена: из очередного автобуса с иностранцами выходит группа с экскурсоводом. У туристов наушники и что-то типа плееров, а у экскурсовода - микрофон. Он туда чего-то лопочет по ненашему, а они недружной толпой идут следом и крутят головами по сторонам. Потом все зашли в Золотые ворота, а один остался на улице и всё слушал. До чего же техника дошла!
Прокатившись по центру и посетив основные соборы и видовые площадки, съездили ещё и в пригород Владимира - село Боголюбово. Возле него, у слияния речек Клязьма и Нерль, находится известнейшая церковь Покрова. Хромой командир, как обычно, используется для охраны велосипедов, пока остальные бродят по экскурсиям.
К вечеру оставшиеся участники похода опять собираются на даче. Ужин, купание, кормление комаров, всё как обычно.
Следующий день посвящается Суздалю. До него 35 км, но ехать своим ходом уже не хочется, народ расслабился. Выбор пал на автобус. Заранее покупаются билеты, утром все приезжают на автовокзал в предвкушении большого и мягкого Икаруса. Вместо него - маленький и жёсткий ПАЗик. Но самое большое разочарование ещё впереди. На автовокзале в Суздале, огромном как футбольное поле, лишь несколько неприкаянных туристов. Где же та толпа автобусов, которую была здесь раньше, не говоря про орды путешественников, штурмующих тогда магазины с сувенирами и кассы? Нет никого, дальние стоянки автобусов даже заросли бурьяном. Жуть!
Идём в город (какая-то умная голова придумала построить автовокзал на отшибе, вот и приходится топать пешком до центра). С грустью вспомнили про свои велосипеды, ходим то мы с трудом! Нет, Суздаль всё тот же. Разбрелись по музеям и соборам, то тут, то там постоянно натыкаясь на знакомые лица.
Вернулись в этот день на дачу (опять, конечно же, на ПАЗике) уставшие, как за неделю похода. На следующий день основная толпа участников уехала через Москву домой в Волгоград. Вот и кончилось это велопутешествие.
Волгоград, 2005 год